Детям может потребоваться до шести недель для адаптации к школьной нагрузке в начале нового учебного года. Об этом в интервью ТАСС сообщила Ольга Андронникова, декан факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Она отметила, что процесс адаптации следует рассматривать с нейробиологической и психологической точек зрения. Нейробиология выделяет три этапа адаптации. Первая неделя — самая стрессовая, когда ребенок переходит из режима отдыха к учебной деятельности. На второй неделе мозг начинает выстраивать нейронные связи, и часть действий переходит в автоматический режим. К третьей-шестой неделе ребенок полностью включается в учебный процесс, нейронные связи укрепляются, и школьникам становится легче выполнять учебные задачи.
Психологические факторы, такие как стресс из-за конфликтов в классе или страх получить плохую оценку, могут замедлить адаптацию. Под влиянием стресса дети могут реагировать базовыми ответами: «бей, беги, замри».
Психологи рекомендуют родителям не перегружать детей в первые недели учебы, создавая позитивный настрой и рассказывая об интересных аспектах школьной жизни. Отдых важен для консолидации памяти, закрепления знаний и предотвращения выгорания, которое может снизить мотивацию к учебе. Выгоревший ребенок будет стремиться лишь избежать плохих оценок, что со временем может привести к неуспеваемости.