НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 ...8608   (Дальше)

Готовность ребенка к школе

20 August 2024
Готовность ребенка к школе
Растим детей. Навигатор для современных родителей

Многие родители считают, что главное для ребенка, который вот-вот пойдет в первый класс, — это умение читать, писать и считать. Психологи и педагоги уверены: это не более чем хороший бонус. На самом деле для успешного вхождения в школьную систему важно совсем другое — соответствующая психологическая готовность, что особенно актуально для тех детей, которых родители решили отдать в школу в 6 лет. Как определить, готов ли ребенок к школе, и как мотивировать его, рассказывает профессор Новосибирского государственного педагогического университета, научный руководитель Областного центра диагностики и консультирования, главный внештатный педагог-психолог Министерства образования Новосибирской области Татьяна Чепель.

Регуляция поведения

Первый и самый важный параметр психологической готовности ребенка к школе — это наличие сформированной произвольной регуляции поведения, то есть способность соблюдать правила поведения.

  • Если ребенок не может подчиняться школьным нормам, он очень быстро испытает стресс, потому что он будет поступать, как хочет, а вся школа построена на нормах и правилах.
  • В школе нельзя сразу проявлять злость, или раздражение, или обиду — нужно сдержаться и подумать, как выразить свои эмоции более социально приемлемым способом.
  • Нельзя выкрикивать ответ, а нужно сначала поднять руку и дождаться, когда тебя спросят.
  • Хочется побегать — а сейчас урок и бегать нельзя.
  • Хочется поговорить — а поговорить тоже нельзя.

Произвольная регуляция поведения — важнейший, центральный, системообразующий показатель готовности к школе.

Ребенок должен уметь слышать учителя и следовать его указаниям — не потому, что он боится наказания, а потому что он осознает целесообразность требований и важность ситуации.

Тест

Родители могут провести дома простой тест. Возьмите лист бумаги, проведите линию и попросите ребенка нарисовать семь бусинок, разноцветных, первая, например, красная, а последняя — синяя. Это инструкция, которую ребенок должен выполнить, а лист и карандаши будут его уводить в детские желания: хочется рисовать, пока все не заполнишь, или хочется все нарисовать одним цветом, или хочется первую сделать не красной, а желтой.

Не поправляйте ребенка, а когда он закончит, попросите его оценить, все ли он сделал, как вы сказали. Возможно, вы увидите, что ребенок забыл об инструкции полностью или частично и нарисовал по-другому. Возможно, ребенок посмотрит и скажет: «Да, я все сделал правильно, потому что ты сказал мне нарисовать семь бусинок — и я нарисовал семь». А вы скажете: «Молодец, но я просил, чтобы первая бусина была красная». «А я забыл». Сразу представьте, что будет на уроке, когда учитель скажет: «Откройте тетрадку, отступите две клеточки вниз, три клеточки вправо и поставьте точку».

С помощью этого теста можно увидеть, насколько у ребенка имеются предпосылки к формированию внутренней позиции школьника. Когда вы спрашиваете его, все ли он правильно сделал, вы проверяете его способность находить собственные ошибки, принимать их, исправлять и при этом не расстраиваться, не впадать в детскую эмоцию — слезы, злость, швыряние или разрывание листочка и т. д.

Коммуникативная готовность

Еще один важнейший параметр психологической готовности — это умение общаться. Многие считают, что вот тут-то проблем у их ребенка нет, он ведь такой общительный! Однако в излишней общительности и навязчивости тоже нет ничего хорошего.

Коммуникативная готовность, или умение строить отношения со сверстниками, со взрослыми и с самим собой, — вот что является хорошим показателем.

Что значит строить отношения со взрослым?
  • Это понимать, что учитель — это не мама и даже не воспитатель, что он обязан ко всем предъявлять одинаковые требования и давать оценку, он не может держать тебя за ручку и всегда быть на твоей стороне, потому что он должен быть объективен.
  • Это умение общаться, сказать учителю, если тебя кто-то обидел, умение переспросить учителя, если ты не понял задание, или спросить, почему тебе не дали наклеечку или звездочку.
Что значит строить отношения со сверстниками?
  • Умение общаться со сверстниками можно сравнить с командными видами спорта, в которых невозможно стать победителем, если не общаться с товарищами, и нужно где-то передавать пас, а не самому забивать гол, где-то вставать в защиту и т. д.
  • Научиться уважать, признавать, принимать друг друга: мы все разные, но мы в одной команде. В отличие от конкурентно-соревновательного общения, когда каждый хочет быть лучше всех, такое умение общаться называется кооперативно-соревновательным: когда каждый хочет стать лучше, но при этом понимает, что его класс — это его опора, его команда. Очень хороший показатель для родителей — как ребенок относится к победам других детей. Если он всегда злится на победителя, если считает несправедливой победу другого — значит, у него есть проблемы с общением. Мы, кстати, часто видим, что дети могут сочувствовать другому, но радоваться за чужой успех многим сложнее.

Уровень развитости познавательных процессов

Далее поговорим об уровне развитости познавательных процессов: насколько хорошо развита речь, внимание, память, мышление, воображение. Разброс индивидуальных отличий огромен, но есть некоторые нормы-минимум, которые необходимы для освоения образовательной программы.

Если у ребенка возникают проблемы не из-за того, что он не хочет, а потому что не справляется его познавательная сфера, нужно своевременно обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, где обследуют ребенка и заранее — пока он еще не испытал стресс от того, что он хуже всех, что ему не дают звездочек, что его считают отстающим — дадут рекомендации родителям и школе, что очень важно.

Если вы понимаете, что вашему ребенку такое обследование нужно, то не тяните с обращением: во-первых, эта услуга предоставляется государством бесплатно, во-вторых, комиссия не ставит медицинский диагноз, а определяет, какие специальные педагогические условия необходимы вашему ребенку — это благо для ребенка.

Помните, что сами по себе психологические проблемы не уходят, а с поддержкой специалистов это вполне возможно.

Мотивация

И последний показатель, о котором хотелось бы сказать, — это мотивация. Тут можно сравнить с выражением «Аппетит приходит во время еды» — настоящая любовь к школе появляется только в школе. Поэтому все родители волнуются, каким будет учитель, как он все организует, чтобы не отбить у ребенка желание каждый день рано вставать, идти, сидеть и слушать, читать, писать, подчиняться правилам. Однако не меньшую роль в формировании правильной мотивации играет и семья ребенка. Не нужно запугивать: «Как ты себя плохо ведешь, ну в школе (а позже будет вариант «в армии») тебя научат!» — и не нужно сладко обещать: «Конечно, ты будешь одни пятерки получать!» Нужно спокойно объяснять, что школа — это примерно как то, что он уже много раз в жизни делал. Не умел ходить — но старался, падал и поднимался, родные его поддерживали — и научился и теперь прекрасно ходит, и бегает, и даже на велосипеде ездит! Нужно объяснить, что ребенок идет в школу учиться, получать важные знания и навыки, общаться с ребятами, делать доклады, решать математические задачи, писать сочинения и многое другое.

Иногда у ребенка возникает вопрос: зачем решать двадцать примеров, а не один, писать много упражнений, много читать. Скажите ребенку, что его мозг — он как компьютер, в котором, когда его купили, не было программ, и нужно их установить. Нет программ — нет ничего полезного и интересного. В отличие от компьютера, куда программы нужно загружать, мозг человека способен развиваться сам, но только одним способом — постоянно функционируя, а именно принимая и обрабатывая информацию. Поэтому ты решаешь двадцать примеров, чтобы твои мозговые клеточки росли, развивались, были мощными. Поэтому мы оцениваем, хорошо ли было в школе, не только по тому, что ты узнал что-то новое, но и по тому, как ты напрягал свой ум, свой мозг. И если было тяжело — значит, было хорошо, значит, ты установил в свой компьютер новые программы. Расскажите это и еще картинку нарисуйте, как мозг-компьютер получает новые программы и зоны мозга растут и развиваются.

Иногда родители говорят ребенку, который не хочет идти в школу: «Я тоже не хочу идти на работу, но я должен, вот и ты должен». Это очень плохая мотивация, антимотивация, которая приведет к депрессии.

Не лучший вариант — говорить, что вот будешь ты хорошо учиться, окончишь вуз, устроишься на работу, будешь много зарабатывать, купишь себе квартиру, машину и другие приятные вещи. Это слишком отдаленная перспектива, она проигрывает возможности сейчас, вместо выполнения уроков, посидеть с телефоном или побегать по улице, она, возможно, начнет срабатывать только в старших классах. А для младшеклассников нужно искать мотивацию здесь и сейчас.

  • Например, красочно объяснить, что вы не просто в школу идете, а на тренировку мозга.
  • Можно упомянуть, что сегодня в классе будут читать интересный рассказ, и попросить ребенка пересказать его вам после уроков.
  • Или что сегодня он будет складывать столбиком, а вы уже забыли, как это делается, и попросить объяснить.
  • Можно сказать, что мы видим, как от спортивных тренировок растут мышцы, а как растет мозг, мы не видим, но мы это понимаем, когда у нас получается решать задачи, которые раньше мы решить не могли.

Помните, что у школьников эффективно работает именно ситуативная мотивация, отношение родителей («Я буду так тобой гордиться!» — причем не только из-за отсутствия ошибок в диктанте, но и из-за того, что ребенок не заплакал от нежелательной оценки или что в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только девять и т. п.).

Как можно чаще давайте ребенку позитивную поддержку не только его достижений, но и — особенно! — его усилий.

Хотелось бы сказать еще о том, что 1 сентября — это праздник для ребенка. Вы должны его поддержать и успокоить, даже если ребенок и не показывает, что ему это необходимо.

  • Не нужно его наряжать, как куклу, в неудобное платье или тесные туфли, постоянно поправлять и одергивать.
  • Не нужно приходить на линейку всей большой семьей (максимум мама и папа, но не с няней, или вообще одному) и приносить огромные букеты. Итак, ребенку должно быть комфортно, он должен чувствовать себя в полной безопасности.
  • Не перегружайте его эмоциями — все обсудить можно потом дома. Можно по дороге в школу рассказать, что будет на линейке, что на первом уроке и что потом вы его встретите и пойдете домой или в кафе. Конечно, в первую неделю нужна очень мощная психологическая поддержка: разговаривайте, выслушивайте, питательно и вкусно кормите, гуляйте, соблюдайте режим.
  • Еще хотелось бы сказать о бережном отношении родителей к учителю: не приходите пообщаться о ребенке на переменах, соблюдайте этику делового общения в чатах и по телефону, всегда говорите об учителе уважительно, не подрывайте его авторитет перед ребенком.

Если же все очень сложно — ребенок перестал есть, перестал спать, у него постоянно плохое настроение, он упирается и не хочет идти в школу, нужно обратиться к школьному психологу и решить проблему.

Иногда, и гораздо чаще это происходит именно с детьми, которым еще не исполнилось 7 лет, приходится забирать ребенка и пропускать год. Это сложное решение и это негативный опыт, но иногда сделать это необходимо.



источник >>>

Страница: (Предыдущий)   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 ...8608   (Дальше)