Электронные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. В интернете можно не только общаться, находить работу и развлечения, но и получать образование. Причем эту возможность дают, в том числе, и известнейшие вузы Сибири. Итак, что представляет собой современное дистанционное обучение, какие таит подводные камни? И не перевернет ли его растущая популярность всю нынешнюю систему высшего образования в стране?
Наши эксперты:
Светлана Гижицкая, директор института открытого дистанционного образования НГПУ
Елена Струкова, начальник отдела маркетинга межрегионального учебного центра СибГУТИ
Галина Паршукова, руководитель научно-методического отдела Института дистанционного обучения НГТУ, профессор, доктор культурологии
Елена Артемьева, кандидат педагогических наук, заведующий отделом ГПНТБ СО РАН
Татьяна Калюжная, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН
- Какова роль каждого из участников в системе дистанционного образования?
С. Гижицкая: - Основная миссия нашего института – системное повсеместное внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.
Г. Паршукова: - Мы не просто внедряем дистанционные технологии. Мы сейчас позиционируем новые формы обучения: комбинированные с применением электронного обучения. По нашему мнению, и в этом нас поддерживает ректорат, главная задача – формирование единой электронной среды и культуры электронного обучения среди студентов и преподавателей, а также трансляция технологий и разработок через Ассоциацию Западно-Сибирского открытого университета.
Елена Артемьева, кандидат педагогических наук, заведующий отделом ГПНТБ СО РАН
Е. Артемьева: - Мы стали участниками этого мероприятия, потому что формируем электронную библиотеку, которую можно использовать в дистанционном обучении. До этого мы не очень громко говорили о своей работе, вот почему не все знают, как использовать наши ресурсы. Цель визита на круглый стол – как раз представить некоторые результаты нашего труда.
Электронная библиотека, которая в настоящее время позиционируется как комплексная библиотечно-информационная система, создана на основе системы управления, хранения и доступа к разнородным электронным ресурсам. Она включает не только весь спектр научных ресурсов (полнотекстовые, библиографические, реферативные, фактографические ресурсы, учебно-методические комплексы и т. п.), но и представляет навигационные и справочные ресурсы, предлагает различные виды сервисов (навигаторы по интернет-ресурсам, инструктивно-методические рекомендации, виртуальная справочная служба, новостная строка и другие веб-сервисы). В дальнейшем спектр услуг будет расширяться за счет внедрения новых (например: избирательное распространение информации, электронный магазин, форум и пр.).
Обучение для серьезных людей
- Какая категория сибиряков сегодня выбирает дистанционное образование?
Светлана Гижицкая, директор института открытого дистанционного образования НГПУ
С. Гижицкая: - Дистанционное образование в Новосибирске, как и в России в целом, развивается в соответствии с приказом МОиН РФ от 06.05.2005 № 137, где написано, что дистанционные технологии должны применяться во всех формах обучения: вечерней, заочной и очной. При этом каждое образовательное учреждение само решает, в какой степени, в каких масштабах и какие именно формы дистанционных образовательных технологий оно внедряет.
Есть, конечно, некие виды обучения, которые не могут проводиться на расстоянии: например, когда хирург демонстрирует ученикам свои методы на практике. Но и в медицинском вузе может быть использовано дистанционное обучение, ведь там тоже имеется блок общекультурных дисциплин. На сегодняшний день большинство вузов уже начинают внедрять дистанционные образовательные технологии, и кое-какие специальности переведены на дистанционную форму. Это, прежде всего, специальности экономического, юридического, психологического профиля, связанные с менеджментом, маркетингом и т. д.
Дистанционное обучение пользуется наибольшим спросом при получении второго высшего, профессиональной переподготовке, при получении дополнительной квалификации. Оно востребовано по большей части людьми, которые уже работают и вынуждены экономить свое время. Что касается выпускников 11-х классов, они как правило выбирают традиционные формы обучения, чтобы больше вращаться в молодежной среде.
Елена Струкова, начальник отдела маркетинга межрегионального учебного центра СибГУТИ
Е. Струкова: - В СибГУТИ дистанционная форма применяется в рамках заочного обучения. При этом традиционную форму с выездами на сессию два раза в год мы тоже сохраняем. Направление заочного дистанционного образования мы развиваем с 2000 года – сейчас так обучаются около двух тысяч человек. В основном это работающие люди, либо те, кто закончил колледж или техникум, либо те, кто получает второе высшее. Только 10% таких студентов получают первое высшее образование. Это бывает, если когда-то студент бросил учиться, а потом понял, что диплом ему все же необходим…
С. Гижицкая: - Инфантильное отношение современных студентов к высшему образованию в некотором смысле оправдано. В 1970 – 1980 годах человек получал образование, необходимое для работы на конкретном рабочем месте. Технологии тогда менялись не настолько стремительно, знания, полученные в вузе, не успевали устаревать к моменту выхода человека на работу.
Сейчас ситуация изменилась в корне. Временной шаг перемены технологий составляет четыре года. И обучение длится 4 года. Обучая студентов, мы заранее понимаем, что, скорее всего, знания, которые мы даем, не будут полными и могут даже не пригодиться на будущем рабочем месте студента. И это проблема не только России, это мировая проблема. Что делать в этой ситуации? Мы должны учить студентов быстро, оптимально находить нужную им информацию. Получается, что сейчас ценность специальных знаний уменьшается, а возрастает ценность знаний универсальных, и стирается разница между университетами. В НГТУ готовят и филологов, у нас готовят экономистов и т. д. Высшее образование становится массовым именно в плане универсальных навыков. Отсюда и скепсис, поэтому и выпускникам все равно, куда поступать. Исключение составляют специфические вузы, например, консерватории.
У Мануэля Кастельса вышла интересная последняя книга под названием «Галактика Интернет». Там рассказывается об исследовании, проведенном среди жителей маленького городка. Им дали абсолютно бесплатный и безлимитный доступ в Интернет, чтобы они могли общаться столько, сколько хотят. И выяснилось, что в этом городке повысился оптимизм и доля так называемых слабых общественных связей, когда люди общаются не в силу личной симпатии, а обсуждая какой-то вопрос, и могут обращаться к этой коммуникации через полгода, год и т. д. У людей возникает ощущение, что они не одиноки. Таким образом, дистанционные технологии не отрицают коммуникации, а наоборот, расширяют их, меняя их качество.
Профессора идут в ногу со временем
- Каковы перспективы дистанционного обучения? Удается ли в процессе как-то компенсировать недостаток личного общения преподавателя и студента?
Галина Паршукова, руководитель научно-методического отдела Института дистанционного обучения НГТУ, профессор, доктор культурологии
Г. Паршукова: - На мой взгляд, говорить о том, что дистанционная форма обучения вытеснит все иные формы, нельзя. Другое дело, что электронные технологии интенсифицируют личные коммуникации, от которых, конечно, зависит коммуникация и образовательная. Мой личный опыт использования новых технологий показывает, что таким образом я даже больше вижу студентов, чем стоя перед потоком, потому что электронное общение индивидуально. Честно говоря, была бы личность – и тогда будет личностное общение, хоть в традиционном, хоть в нетрадиционном обучении. Что касается общей ситуации, мне кажется, что пока мы больше играемся с электронными технологиями – что студенты, что преподавательский состав. Нужно понять, что это не самоцель, а инструмент, а главное - личность преподавателя и студента.
- А есть ли что-то, что вам не нравится в этой форме обучения?
Г. Паршукова: - Иногда я вспоминаю моменты, которые меня напрягают, и понимаю: все дело только в том, что я - человек другого поколения. Мы не аутентичны к Интернету и компьютерным технологиям.
В техническом университете существует своя зарегистрированная программная платформа электронной среды обучения НГТУ, в которой предусмотрено не только создание электронных учебно-методических комплексов, но и общение между студентами и преподавателями, образовательный электронный документооборот. И когда студенты писали мне в привычной им клиповой манере аськи – меня это поначалу напрягало. Но сейчас я ловлю себя на том, что тоже употребляю жаргонные сетевые шаблоны
В этом нет ничего плохого: изменяется среда – изменяются технологии коммуникации, система общения, и оставаться на пьедестале университетского профессора глупо. Кроме того, нынешние студенты умеют быстро перестраиваться из среды в среду, когда нужно, переходят на нужный язык и говорят сложносочиненными предложениями. Хотя, конечно, не все. Современные молодые люди не лучше и не хуже нас – они другие. И если мы хотим жить в этом времени, чтобы нас не считали «динозаврами», мы должны осваивать эти технологии – безусловно, с позиции своего опыта.
Дистанционные технологии в связи с общим переходом образования на компетентностный подход, о котором сейчас много говорят в России, - когда мы должны учить не сумме знаний и технологий, а формировать компетенции, - как раз формируют эту общую компетенцию существования в информационном обществе. А вот фундаментальные знания, умение мыслить и рефлексировать в гораздо более быстром режиме, чем сто лет назад, - это уже зависит от личности педагога и того, как он строит процесс обучения.
С. Гижицкая: - Получается, что технические средства, которые внедряются в образовательный процесс, меняют модель образования. Меняются роли студента и преподавателя, и образование по сути развивается как сетевой проект. Мы вместе со студентами создаем словари и глоссарии, вместе находим полезную информацию. Получается образование без границ, и с этим связаны колоссальные перемены.
Постепенно формируется учебно-методический комплекс, который становится результатом совместной деятельности. В образование внедряется культура хакеров в лучшем смысле этого слова - когда создаются продукты с открытыми кодами, и каждый может улучшить этот продукт. В итоге возникают сообщества преподавателей и студентов, которые совершенствуют некий программный продукт. И в этом как раз огромная роль библиотек, оцифровывающих информацию, которая раньше была на бумажных носителях.
Г. Паршукова: - Мне бы хотелось еще отметить, что все плюсы и минусы дистанционного обучения всегда зависят от цели образования. Если мы говорим об образовании в целом, то, конечно, через «Твиттер» и мобильные телефоны возможно только самообразование. Но система формального образования, конечно, ограничена по применению некоторых информационных технологий, потому что здесь важен факт организации, контроля качества получения образования, качества преподавания – для прохождения определенных формальных регламентов и процедур. Эти проблемы у нас в вузе решаются через комбинированную форму, ведь полностью вывести образование на дистанционную форму мы пока не можем.
С. Гижицкая: - Сейчас даже итоговую аттестацию можно проводить дистанционно. Но у нас в университете есть положение, по которому итоговая и промежуточная аттестация должны проводиться в очной форме – преподаватель должен видеть студента и вести с ним живую беседу. Другое дело, что ценность живого общения в аудитории несказанно повышается, потому что эта возможность имеется у студента не каждый день: разговор с преподавателем становится событием. И преподаватель к живой лекции относится теперь иначе – потому что это может быть одна лекция в неделю, в месяц.
Е. Струкова: - Мы отраслевой вуз, и поэтому наше дистанционное заочное обучение в основном ориентировано на работников отрасли, и специальности мы даем специфические, отраслевые. За Уралом мы – единственный такой вуз, поэтому у нас на дистанционном обучении находятся студенты и с Дальнего Востока, и с Западной Сибири. Для некоторых это вообще единственная возможность получить образование.
Г. Паршукова: - Вот еще один плюс дистанционного образования. Россия географически очень протяженная страна. И всегда существовала некоторая дискриминация по месту проживания, не все могли получить образование. Дистанционные технологии эти различия нивелируют: у нас учатся дети из Ямало-Ненецкого автономного округа, Якутии и других отдаленных уголков Сибири, Дальнего Востока и даже Казахстана.
Нужна большая самодисциплина
- Могли бы разъяснить подробнее, как строится схема дистанционного образования в ваших вузах?
Е. Струкова: - В нашем вузе даже дипломное проектирование ведется в дистанционном режиме. Студенты приезжают к нам только на сдачу государственных экзаменов и на защиту диплома. Кроме того, наши студенты, учась без отрыва от производства, сразу же применяют полученные знания на рабочем месте. Естественно, должна быть очень сильная мотивация, самодисциплина и самоорганизация. Не все справляются со сложностями дистанционного обучения – только 30%. Сначала по дистанционным технологиям у нас было организовано второе высшее экономическое образование.
Постепенно мы вводили новые специальности – сейчас их уже семь. Сегодня начинаем внедрять бакалавриат в связи с переходом на двухуровневую систему образования. Мы регулярно проводим среди студентов анкетирование: когда они только поступают в вуз, в процессе и в конце обучения. И 70% опрошенных признали, что, если бы им снова предложили выбирать форму обучения, они бы выбрали дистанционное заочное – но это, конечно, сказали те, кто уже завершил обучение, дошел до конца.
Итак, у нас внедрено дистанционное интернет-обучение: есть веб-сайт дистанционного обучения, своя база данных, есть своя система, разработанная в СибГУТИ, - студенты и преподаватели общаются посредством сети Интернет. У нас работают виртуальные лаборатории, внутри сайта организованы форумы, на которых студенты контактируют между собой. 36% наших студентов – это молодые люди до 30 лет, 40% - от 30 до 40 лет, то есть это люди, адаптированные к такой форме обучения. Есть, конечно, и люди, которые после 50 лет получают высшее образование – их, правда, всего 2%.
Предусмотрены видеоконференции, в рамках которых руководителю дипломного проекта можно встретиться со своими дипломниками либо провести консультацию перед госэкзаменами. У нас организован электронный деканат, там работает менеджер-администратор, который занимается студентами, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Есть этап дистанционного контроля знаний. Организуется автоматическая отправка заданий. Дистанционное обучение стоит дешевле – если получить техническое образование традиционным способом стоит до 65 тысяч руб. за год, то в дистанционной форме – 30 тысяч в год.
С. Гижицкая: - В каждом университете есть своя личная история развития дистанционного образования. Мы, например, выбрали бесплатную программу с открытыми кодами доступа, которая создана мировым сообществом. У нас ведется обучение с применением дистанционных технологий по четырем специальностям: «Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Юриспруденция». И у нас многие получают второе высшее образование, чтобы вести в школе не один предмет, а два, или те, кто, придя в школу со стороны, должен получить педагогическое образование.
Г. Паршукова: - Сейчас у нас на организационной стадии находится проект с Монголией – будем учить монголов сначала русскому языку, а затем специальности - естественно, это будет уже происходить в рамках дистанционного обучения. ИДО у нас существует уже почти 15 лет, и платформа тоже разработана своя. У нас есть специальности и технические, и гуманитарные. По проектам Министерства образования мы являемся базовым центром повышения квалификации для руководителей образования.
Конечно, преподаватели, занимающиеся дистанционным обучением, работают совсем на другом уровне. Когда разрабатываешь электронный учебно-методический комплекс, бывает, что полностью меняется логика дисциплины, по-другому выстраивается материал. И естественно, что при получении гранта в области инновационного образовательного проекта в два последних года (а мы выиграли 600 миллионов рублей) – одним из основных моментов, свидетельствующих о нашей квалификации, было развитие электронных технологий обучения.
Сейчас НГТУ претендует на получение статуса научно-исследовательского университета – опять же наше право на такой статус подкрепляет именно развитие дистанционного обучения. Без него развитие современного вуза уже невозможно. Имеет значение и фактор более высокого престижа преподавателей, которые работают с этими технологиями. Я ощущаю, как мой рейтинг повышается, когда студенты понимают, что я не только стою у доски, но и работаю в рамках дистанционного обучения и выкладываю все свои материалы в Интернет. Ведь это еще и форма интенсификации обучения и общения со студентами.
С. Гижицкая: - В идеале дистанционное образование – это доступное образование без границ, экспресс-доставка нужного образования в нужное место и в нужное время.
Обучиться «по-быстрому» не получится
- А способна ли эта форма обучения сократить сроки получения образования?
Г. Паршукова: - Нет, потому что электронные технологии не экономят время и силы, они интенсифицируют процесс обучения. Найти информацию – не проблема, но на то, чтобы ее осмыслить, критически проанализировать, требуется время. Поэтому сроки обучения все равно не сокращаются.
Татьяна Калюжная, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН
Т. Калюжная: - Мы здесь присутствуем как крупнейшая за Уралом библиотека. Кроме традиционных ресурсов, у нас имеется и огромный фонд электронных: мы имеем доступ более чем к 8 тысячам удаленных зарубежных электронных журналов, имеются в электронной библиотеке информационные ресурсы (собственной генерации и приобретаемые). Всего сетевых электронных ресурсов (баз данных) – 93 наименования (по состоянию на 19 февраля 2010 года), из них: БД ВИНИТИ РАН – 28; библиографические БД ГПНТБ СО РАН – 44; полнотекстовые БД – 11 (собственной генерации); фактографические БД – 4; электронные каталоги – 5; Российский сводный каталог – 1. Общее количество библиографических записей – около 19 млн
Практически ко всем этим ресурсам все желающие могут получить бесплатный доступ. Все электронные ресурсы систематизированы, мы разработали организационную структуру электронной библиотеки.
Структура ЭБ сформирована таким образом, чтобы максимально упростить поиск электронных ресурсов, приобретаемых и генерируемых библиотекой, и информации о них. ЭБ организована по тематическому, видовому и целевому признакам, ее титульная страница представлена тремя блоками: «Общая информация», «Структура электронного фонда» и «Сервисы электронной библиотеки»
Е.Артемьева: - В электронной библиотеке у нас действуют несколько электронных каталогов: книг и продолжающихся изданий, авторефератов, отечественных журналов, газет, сводный каталог иностранных периодических изданий, имеющихся в библиотеках СО РАН. Но проблема в том, что, возможно, мы мало пропагандируем свои ресурсы. Специалисты, которые занимаются дистанционными технологиями образования, должны, ориентироваться в том, что предлагает библиотека, в частности ГПНТБ. Вероятно, имеет смысл провести какие-то совместные мероприятия с вузами по пропаганде наших электронных ресурсов.
С. Гижицкая: - Мы все являемся потребителями информации, и для нас важно достаточно быстро найти любой источник. При этом нам как создателям информации хочется, чтобы нам за нее заплатили. Вот это противоречие и лежит в основе того, что оказывается очень трудно создать единое информационное поле, все равно существуют барьеры. Сейчас в электронном учебно-методическом комплексе нельзя сделать ссылку на монографию с электронного ресурса ГПНТБ, потому что таким образом окажутся нарушены авторские права.
Необходимо принять информационный кодекс, разработать механизм беспрепятственного допуска к полным текстовым материалам, не нарушающего при этом авторские права, и тогда единая информационная система точно бы существовала. Проблема в том, что у нас отсутствует механизм оплаты авторства.
Г. Паршукова: - У нас в вузе также создается электронная библиотека. Больше тысячи электронных учебно-методических комплексов уже существует на нашей платформе. Теперь нам предстоит их каталогизировать. Еще десять лет назад любой преподаватель-профессор, издав какой-то учебник, отвозил его в ГПНТБ, и он попадал в каталог, и это было престижно, а сейчас многие берегут свое авторское право. Мне кажется это надуманная проблема – все свои курсы и разработки я выставляю в свободный доступ.
Но хотелось бы, чтобы к ним был доступ и через ГПНТБ, чтобы любой человек, придя туда, мог видеть, какие учебники есть в НГТУ.
Е. Артемьева: Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН является, с нашей точки зрения, хорошим инструментом для эффективного обслуживания пользователей. Сервисом, который помогает ориентироваться в веб-пространстве электронных библиотек, в том числе электронных библиотек высших учебных заведений, служит навигатор «Российские электронные библиотеки», содержащий почти 100 ссылок на удаленные ресурсы. То есть на ваши электронные библиотеки ссылки на сайте ГПНТБ уже имеются.
Заметим, что отдельной составляющей электронной библиотеки ГПНТБ СО РАН являются электронные ресурсы, которые могут применяться при обучении специалистов в области библиотечно-информационной деятельности – а их подготовка сейчас осуществляется в НГПУ, на факультете культуры и дополнительного образования.
Т. Калюжная: Добавлю, что использование ресурсов электронной библиотеки ГПНТБ СО РАН, как мы считаем, может содействовать повышению информационной составляющей в образовательном процессе студентов вузов, а веб-сервисы позволят повысить оперативность получения информации о ресурсах, рекомендаций по работе с ними, использовать эффективную навигацию по полнотекстовым ресурсам.
С. Гижицкая: - Хочу сказать, что за дистанционными технологиями будущее. И мы являемся свидетелями действительного переворота в системе высшего профессионального образования.
Е. Струкова: - Я считаю, что для заочного обучения дистанционные технологии – это выход.
Г. Паршукова: - Мне кажется, что дистанционные электронные технологии не только влияют на традиционную заочную форму, но и интенсифицируют педагогические технологии, выводят на новый уровень общения преподавателей и студентов, преподавателей и преподавателей. Мы находимся в стадии некой информационной революции. Электронные информационные технологии, так же как информационная революция Гуттенберга, поменяют в скором времени образование и культуру.
С. Гижицкая: - Основная миссия нашего института – системное повсеместное внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.
Г. Паршукова: - Мы не просто внедряем дистанционные технологии. Мы сейчас позиционируем новые формы обучения: комбинированные с применением электронного обучения. По нашему мнению, и в этом нас поддерживает ректорат, главная задача – формирование единой электронной среды и культуры электронного обучения среди студентов и преподавателей, а также трансляция технологий и разработок через Ассоциацию Западно-Сибирского открытого университета.
Елена Артемьева, кандидат педагогических наук, заведующий отделом ГПНТБ СО РАН
Е. Артемьева: - Мы стали участниками этого мероприятия, потому что формируем электронную библиотеку, которую можно использовать в дистанционном обучении. До этого мы не очень громко говорили о своей работе, вот почему не все знают, как использовать наши ресурсы. Цель визита на круглый стол – как раз представить некоторые результаты нашего труда.
Электронная библиотека, которая в настоящее время позиционируется как комплексная библиотечно-информационная система, создана на основе системы управления, хранения и доступа к разнородным электронным ресурсам. Она включает не только весь спектр научных ресурсов (полнотекстовые, библиографические, реферативные, фактографические ресурсы, учебно-методические комплексы и т. п.), но и представляет навигационные и справочные ресурсы, предлагает различные виды сервисов (навигаторы по интернет-ресурсам, инструктивно-методические рекомендации, виртуальная справочная служба, новостная строка и другие веб-сервисы). В дальнейшем спектр услуг будет расширяться за счет внедрения новых (например: избирательное распространение информации, электронный магазин, форум и пр.).
Обучение для серьезных людей
- Какая категория сибиряков сегодня выбирает дистанционное образование?
Светлана Гижицкая, директор института открытого дистанционного образования НГПУ
С. Гижицкая: - Дистанционное образование в Новосибирске, как и в России в целом, развивается в соответствии с приказом МОиН РФ от 06.05.2005 № 137, где написано, что дистанционные технологии должны применяться во всех формах обучения: вечерней, заочной и очной. При этом каждое образовательное учреждение само решает, в какой степени, в каких масштабах и какие именно формы дистанционных образовательных технологий оно внедряет.
Есть, конечно, некие виды обучения, которые не могут проводиться на расстоянии: например, когда хирург демонстрирует ученикам свои методы на практике. Но и в медицинском вузе может быть использовано дистанционное обучение, ведь там тоже имеется блок общекультурных дисциплин. На сегодняшний день большинство вузов уже начинают внедрять дистанционные образовательные технологии, и кое-какие специальности переведены на дистанционную форму. Это, прежде всего, специальности экономического, юридического, психологического профиля, связанные с менеджментом, маркетингом и т. д.
Дистанционное обучение пользуется наибольшим спросом при получении второго высшего, профессиональной переподготовке, при получении дополнительной квалификации. Оно востребовано по большей части людьми, которые уже работают и вынуждены экономить свое время. Что касается выпускников 11-х классов, они как правило выбирают традиционные формы обучения, чтобы больше вращаться в молодежной среде.
Елена Струкова, начальник отдела маркетинга межрегионального учебного центра СибГУТИ
Е. Струкова: - В СибГУТИ дистанционная форма применяется в рамках заочного обучения. При этом традиционную форму с выездами на сессию два раза в год мы тоже сохраняем. Направление заочного дистанционного образования мы развиваем с 2000 года – сейчас так обучаются около двух тысяч человек. В основном это работающие люди, либо те, кто закончил колледж или техникум, либо те, кто получает второе высшее. Только 10% таких студентов получают первое высшее образование. Это бывает, если когда-то студент бросил учиться, а потом понял, что диплом ему все же необходим…
С. Гижицкая: - Инфантильное отношение современных студентов к высшему образованию в некотором смысле оправдано. В 1970 – 1980 годах человек получал образование, необходимое для работы на конкретном рабочем месте. Технологии тогда менялись не настолько стремительно, знания, полученные в вузе, не успевали устаревать к моменту выхода человека на работу.
Сейчас ситуация изменилась в корне. Временной шаг перемены технологий составляет четыре года. И обучение длится 4 года. Обучая студентов, мы заранее понимаем, что, скорее всего, знания, которые мы даем, не будут полными и могут даже не пригодиться на будущем рабочем месте студента. И это проблема не только России, это мировая проблема. Что делать в этой ситуации? Мы должны учить студентов быстро, оптимально находить нужную им информацию. Получается, что сейчас ценность специальных знаний уменьшается, а возрастает ценность знаний универсальных, и стирается разница между университетами. В НГТУ готовят и филологов, у нас готовят экономистов и т. д. Высшее образование становится массовым именно в плане универсальных навыков. Отсюда и скепсис, поэтому и выпускникам все равно, куда поступать. Исключение составляют специфические вузы, например, консерватории.
У Мануэля Кастельса вышла интересная последняя книга под названием «Галактика Интернет». Там рассказывается об исследовании, проведенном среди жителей маленького городка. Им дали абсолютно бесплатный и безлимитный доступ в Интернет, чтобы они могли общаться столько, сколько хотят. И выяснилось, что в этом городке повысился оптимизм и доля так называемых слабых общественных связей, когда люди общаются не в силу личной симпатии, а обсуждая какой-то вопрос, и могут обращаться к этой коммуникации через полгода, год и т. д. У людей возникает ощущение, что они не одиноки. Таким образом, дистанционные технологии не отрицают коммуникации, а наоборот, расширяют их, меняя их качество.
Профессора идут в ногу со временем
- Каковы перспективы дистанционного обучения? Удается ли в процессе как-то компенсировать недостаток личного общения преподавателя и студента?
Галина Паршукова, руководитель научно-методического отдела Института дистанционного обучения НГТУ, профессор, доктор культурологии
Г. Паршукова: - На мой взгляд, говорить о том, что дистанционная форма обучения вытеснит все иные формы, нельзя. Другое дело, что электронные технологии интенсифицируют личные коммуникации, от которых, конечно, зависит коммуникация и образовательная. Мой личный опыт использования новых технологий показывает, что таким образом я даже больше вижу студентов, чем стоя перед потоком, потому что электронное общение индивидуально. Честно говоря, была бы личность – и тогда будет личностное общение, хоть в традиционном, хоть в нетрадиционном обучении. Что касается общей ситуации, мне кажется, что пока мы больше играемся с электронными технологиями – что студенты, что преподавательский состав. Нужно понять, что это не самоцель, а инструмент, а главное - личность преподавателя и студента.
- А есть ли что-то, что вам не нравится в этой форме обучения?
Г. Паршукова: - Иногда я вспоминаю моменты, которые меня напрягают, и понимаю: все дело только в том, что я - человек другого поколения. Мы не аутентичны к Интернету и компьютерным технологиям.
В техническом университете существует своя зарегистрированная программная платформа электронной среды обучения НГТУ, в которой предусмотрено не только создание электронных учебно-методических комплексов, но и общение между студентами и преподавателями, образовательный электронный документооборот. И когда студенты писали мне в привычной им клиповой манере аськи – меня это поначалу напрягало. Но сейчас я ловлю себя на том, что тоже употребляю жаргонные сетевые шаблоны
В этом нет ничего плохого: изменяется среда – изменяются технологии коммуникации, система общения, и оставаться на пьедестале университетского профессора глупо. Кроме того, нынешние студенты умеют быстро перестраиваться из среды в среду, когда нужно, переходят на нужный язык и говорят сложносочиненными предложениями. Хотя, конечно, не все. Современные молодые люди не лучше и не хуже нас – они другие. И если мы хотим жить в этом времени, чтобы нас не считали «динозаврами», мы должны осваивать эти технологии – безусловно, с позиции своего опыта.
Дистанционные технологии в связи с общим переходом образования на компетентностный подход, о котором сейчас много говорят в России, - когда мы должны учить не сумме знаний и технологий, а формировать компетенции, - как раз формируют эту общую компетенцию существования в информационном обществе. А вот фундаментальные знания, умение мыслить и рефлексировать в гораздо более быстром режиме, чем сто лет назад, - это уже зависит от личности педагога и того, как он строит процесс обучения.
С. Гижицкая: - Получается, что технические средства, которые внедряются в образовательный процесс, меняют модель образования. Меняются роли студента и преподавателя, и образование по сути развивается как сетевой проект. Мы вместе со студентами создаем словари и глоссарии, вместе находим полезную информацию. Получается образование без границ, и с этим связаны колоссальные перемены.
Постепенно формируется учебно-методический комплекс, который становится результатом совместной деятельности. В образование внедряется культура хакеров в лучшем смысле этого слова - когда создаются продукты с открытыми кодами, и каждый может улучшить этот продукт. В итоге возникают сообщества преподавателей и студентов, которые совершенствуют некий программный продукт. И в этом как раз огромная роль библиотек, оцифровывающих информацию, которая раньше была на бумажных носителях.
Г. Паршукова: - Мне бы хотелось еще отметить, что все плюсы и минусы дистанционного обучения всегда зависят от цели образования. Если мы говорим об образовании в целом, то, конечно, через «Твиттер» и мобильные телефоны возможно только самообразование. Но система формального образования, конечно, ограничена по применению некоторых информационных технологий, потому что здесь важен факт организации, контроля качества получения образования, качества преподавания – для прохождения определенных формальных регламентов и процедур. Эти проблемы у нас в вузе решаются через комбинированную форму, ведь полностью вывести образование на дистанционную форму мы пока не можем.
С. Гижицкая: - Сейчас даже итоговую аттестацию можно проводить дистанционно. Но у нас в университете есть положение, по которому итоговая и промежуточная аттестация должны проводиться в очной форме – преподаватель должен видеть студента и вести с ним живую беседу. Другое дело, что ценность живого общения в аудитории несказанно повышается, потому что эта возможность имеется у студента не каждый день: разговор с преподавателем становится событием. И преподаватель к живой лекции относится теперь иначе – потому что это может быть одна лекция в неделю, в месяц.
Е. Струкова: - Мы отраслевой вуз, и поэтому наше дистанционное заочное обучение в основном ориентировано на работников отрасли, и специальности мы даем специфические, отраслевые. За Уралом мы – единственный такой вуз, поэтому у нас на дистанционном обучении находятся студенты и с Дальнего Востока, и с Западной Сибири. Для некоторых это вообще единственная возможность получить образование.
Г. Паршукова: - Вот еще один плюс дистанционного образования. Россия географически очень протяженная страна. И всегда существовала некоторая дискриминация по месту проживания, не все могли получить образование. Дистанционные технологии эти различия нивелируют: у нас учатся дети из Ямало-Ненецкого автономного округа, Якутии и других отдаленных уголков Сибири, Дальнего Востока и даже Казахстана.
Нужна большая самодисциплина
- Могли бы разъяснить подробнее, как строится схема дистанционного образования в ваших вузах?
Е. Струкова: - В нашем вузе даже дипломное проектирование ведется в дистанционном режиме. Студенты приезжают к нам только на сдачу государственных экзаменов и на защиту диплома. Кроме того, наши студенты, учась без отрыва от производства, сразу же применяют полученные знания на рабочем месте. Естественно, должна быть очень сильная мотивация, самодисциплина и самоорганизация. Не все справляются со сложностями дистанционного обучения – только 30%. Сначала по дистанционным технологиям у нас было организовано второе высшее экономическое образование.
Постепенно мы вводили новые специальности – сейчас их уже семь. Сегодня начинаем внедрять бакалавриат в связи с переходом на двухуровневую систему образования. Мы регулярно проводим среди студентов анкетирование: когда они только поступают в вуз, в процессе и в конце обучения. И 70% опрошенных признали, что, если бы им снова предложили выбирать форму обучения, они бы выбрали дистанционное заочное – но это, конечно, сказали те, кто уже завершил обучение, дошел до конца.
Итак, у нас внедрено дистанционное интернет-обучение: есть веб-сайт дистанционного обучения, своя база данных, есть своя система, разработанная в СибГУТИ, - студенты и преподаватели общаются посредством сети Интернет. У нас работают виртуальные лаборатории, внутри сайта организованы форумы, на которых студенты контактируют между собой. 36% наших студентов – это молодые люди до 30 лет, 40% - от 30 до 40 лет, то есть это люди, адаптированные к такой форме обучения. Есть, конечно, и люди, которые после 50 лет получают высшее образование – их, правда, всего 2%.
Предусмотрены видеоконференции, в рамках которых руководителю дипломного проекта можно встретиться со своими дипломниками либо провести консультацию перед госэкзаменами. У нас организован электронный деканат, там работает менеджер-администратор, который занимается студентами, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Есть этап дистанционного контроля знаний. Организуется автоматическая отправка заданий. Дистанционное обучение стоит дешевле – если получить техническое образование традиционным способом стоит до 65 тысяч руб. за год, то в дистанционной форме – 30 тысяч в год.
С. Гижицкая: - В каждом университете есть своя личная история развития дистанционного образования. Мы, например, выбрали бесплатную программу с открытыми кодами доступа, которая создана мировым сообществом. У нас ведется обучение с применением дистанционных технологий по четырем специальностям: «Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Юриспруденция». И у нас многие получают второе высшее образование, чтобы вести в школе не один предмет, а два, или те, кто, придя в школу со стороны, должен получить педагогическое образование.
Г. Паршукова: - Сейчас у нас на организационной стадии находится проект с Монголией – будем учить монголов сначала русскому языку, а затем специальности - естественно, это будет уже происходить в рамках дистанционного обучения. ИДО у нас существует уже почти 15 лет, и платформа тоже разработана своя. У нас есть специальности и технические, и гуманитарные. По проектам Министерства образования мы являемся базовым центром повышения квалификации для руководителей образования.
Конечно, преподаватели, занимающиеся дистанционным обучением, работают совсем на другом уровне. Когда разрабатываешь электронный учебно-методический комплекс, бывает, что полностью меняется логика дисциплины, по-другому выстраивается материал. И естественно, что при получении гранта в области инновационного образовательного проекта в два последних года (а мы выиграли 600 миллионов рублей) – одним из основных моментов, свидетельствующих о нашей квалификации, было развитие электронных технологий обучения.
Сейчас НГТУ претендует на получение статуса научно-исследовательского университета – опять же наше право на такой статус подкрепляет именно развитие дистанционного обучения. Без него развитие современного вуза уже невозможно. Имеет значение и фактор более высокого престижа преподавателей, которые работают с этими технологиями. Я ощущаю, как мой рейтинг повышается, когда студенты понимают, что я не только стою у доски, но и работаю в рамках дистанционного обучения и выкладываю все свои материалы в Интернет. Ведь это еще и форма интенсификации обучения и общения со студентами.
С. Гижицкая: - В идеале дистанционное образование – это доступное образование без границ, экспресс-доставка нужного образования в нужное место и в нужное время.
Обучиться «по-быстрому» не получится
- А способна ли эта форма обучения сократить сроки получения образования?
Г. Паршукова: - Нет, потому что электронные технологии не экономят время и силы, они интенсифицируют процесс обучения. Найти информацию – не проблема, но на то, чтобы ее осмыслить, критически проанализировать, требуется время. Поэтому сроки обучения все равно не сокращаются.
Татьяна Калюжная, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН
Т. Калюжная: - Мы здесь присутствуем как крупнейшая за Уралом библиотека. Кроме традиционных ресурсов, у нас имеется и огромный фонд электронных: мы имеем доступ более чем к 8 тысячам удаленных зарубежных электронных журналов, имеются в электронной библиотеке информационные ресурсы (собственной генерации и приобретаемые). Всего сетевых электронных ресурсов (баз данных) – 93 наименования (по состоянию на 19 февраля 2010 года), из них: БД ВИНИТИ РАН – 28; библиографические БД ГПНТБ СО РАН – 44; полнотекстовые БД – 11 (собственной генерации); фактографические БД – 4; электронные каталоги – 5; Российский сводный каталог – 1. Общее количество библиографических записей – около 19 млн
Практически ко всем этим ресурсам все желающие могут получить бесплатный доступ. Все электронные ресурсы систематизированы, мы разработали организационную структуру электронной библиотеки.
Структура ЭБ сформирована таким образом, чтобы максимально упростить поиск электронных ресурсов, приобретаемых и генерируемых библиотекой, и информации о них. ЭБ организована по тематическому, видовому и целевому признакам, ее титульная страница представлена тремя блоками: «Общая информация», «Структура электронного фонда» и «Сервисы электронной библиотеки»
Е.Артемьева: - В электронной библиотеке у нас действуют несколько электронных каталогов: книг и продолжающихся изданий, авторефератов, отечественных журналов, газет, сводный каталог иностранных периодических изданий, имеющихся в библиотеках СО РАН. Но проблема в том, что, возможно, мы мало пропагандируем свои ресурсы. Специалисты, которые занимаются дистанционными технологиями образования, должны, ориентироваться в том, что предлагает библиотека, в частности ГПНТБ. Вероятно, имеет смысл провести какие-то совместные мероприятия с вузами по пропаганде наших электронных ресурсов.
С. Гижицкая: - Мы все являемся потребителями информации, и для нас важно достаточно быстро найти любой источник. При этом нам как создателям информации хочется, чтобы нам за нее заплатили. Вот это противоречие и лежит в основе того, что оказывается очень трудно создать единое информационное поле, все равно существуют барьеры. Сейчас в электронном учебно-методическом комплексе нельзя сделать ссылку на монографию с электронного ресурса ГПНТБ, потому что таким образом окажутся нарушены авторские права.
Необходимо принять информационный кодекс, разработать механизм беспрепятственного допуска к полным текстовым материалам, не нарушающего при этом авторские права, и тогда единая информационная система точно бы существовала. Проблема в том, что у нас отсутствует механизм оплаты авторства.
Г. Паршукова: - У нас в вузе также создается электронная библиотека. Больше тысячи электронных учебно-методических комплексов уже существует на нашей платформе. Теперь нам предстоит их каталогизировать. Еще десять лет назад любой преподаватель-профессор, издав какой-то учебник, отвозил его в ГПНТБ, и он попадал в каталог, и это было престижно, а сейчас многие берегут свое авторское право. Мне кажется это надуманная проблема – все свои курсы и разработки я выставляю в свободный доступ.
Но хотелось бы, чтобы к ним был доступ и через ГПНТБ, чтобы любой человек, придя туда, мог видеть, какие учебники есть в НГТУ.
Е. Артемьева: Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН является, с нашей точки зрения, хорошим инструментом для эффективного обслуживания пользователей. Сервисом, который помогает ориентироваться в веб-пространстве электронных библиотек, в том числе электронных библиотек высших учебных заведений, служит навигатор «Российские электронные библиотеки», содержащий почти 100 ссылок на удаленные ресурсы. То есть на ваши электронные библиотеки ссылки на сайте ГПНТБ уже имеются.
Заметим, что отдельной составляющей электронной библиотеки ГПНТБ СО РАН являются электронные ресурсы, которые могут применяться при обучении специалистов в области библиотечно-информационной деятельности – а их подготовка сейчас осуществляется в НГПУ, на факультете культуры и дополнительного образования.
Т. Калюжная: Добавлю, что использование ресурсов электронной библиотеки ГПНТБ СО РАН, как мы считаем, может содействовать повышению информационной составляющей в образовательном процессе студентов вузов, а веб-сервисы позволят повысить оперативность получения информации о ресурсах, рекомендаций по работе с ними, использовать эффективную навигацию по полнотекстовым ресурсам.
С. Гижицкая: - Хочу сказать, что за дистанционными технологиями будущее. И мы являемся свидетелями действительного переворота в системе высшего профессионального образования.
Е. Струкова: - Я считаю, что для заочного обучения дистанционные технологии – это выход.
Г. Паршукова: - Мне кажется, что дистанционные электронные технологии не только влияют на традиционную заочную форму, но и интенсифицируют педагогические технологии, выводят на новый уровень общения преподавателей и студентов, преподавателей и преподавателей. Мы находимся в стадии некой информационной революции. Электронные информационные технологии, так же как информационная революция Гуттенберга, поменяют в скором времени образование и культуру.
Татьяна АКИМОВА, Лора НИКИТИНА