На протяжении почти 25 лет в городском центре психологической поддержки молодёжи «Родник» действует телефон доверия. Специалисты помогают детям и подросткам справиться с трудностями, а родителям — разрешать проблемы, связанные с воспитанием детей.
Даже мы, взрослые, не всегда решимся поговорить о своих проблемах в беседе с психологом, что уж говорить о подростках. А вот по круглосуточному телефону 276-53-16, анонимно, не боясь осуждения и насмешек, ребята готовы рассказать о том, что их волнует.
По словам директора центра Светланы Антроповой, на телефон доверия центра ежегодно поступает 11—15 тысяч звонков. Это только «содержательного характера». Бывают звонки от «молчунов», которые, позвонив, молчат в трубку. Психологи центра сталкиваются и с розыгрышами, и даже ненормативной лексикой. Как говорят специалисты, такое обращение может быть маскировкой серьёзной психологической ситуации или способом проверить, как далеко простирается терпимость тех, кто находится на другом конце провода.
— В утренние часы звонят, как правило, родители, бабушки или дедушки по поводу своих детей, во время переменок в школе звонят дети, и часто это звонки-розыгрыши, — говорит Светлана Антропова. — На вечернее время падает основная масса звонков. Для некоторых наших клиентов, а это в основном молодые люди с различными ограничениями здоровья, прикованные к постели, наш телефон — единственная возможность общения. Звонят и пожилые люди со своими проблемами. Им тоже не отказываем. Единственно, сразу предупреждаем, что время беседы ограниченно. Как правило, на общение отводим 30—40 минут.
Из неординарных ситуаций, хотя, как говорят специалисты центра, сколько звонков — столько и случаев, они вспоминают, как помогли шестнадцатилетнему подростку не стать самоубийцей. Он позвонил, когда стал истекать кровью после вскрытия вен. И до приезда «скорой» психолог отвлекал его разговорами по телефону, чтобы тот не терял сознание. Позже молодой человек пришёл в центр с цветами и словами благодарности.
Однажды позвонил четырнадцатилетний мальчишка. Выходя из автобуса, он вырвал у пожилой женщины сумку. Дома, вечером, стала мучить совесть: зачем это сделал? Сумка ему, в общем-то, не нужна. В ней оказались документы с адресом, и сумка благополучно возвратилась хозяйке. Ещё один звонок — от одинокой мамы подростка: сын, по сути, выгнал её из дома, не разрешал ночевать. Предложили привести его в центр, якобы на беседу о выборе профессии. А уж тут психолог выдал ему «по первое число» за такое поведение. Мир вернулся в эту семью. «Это наглядный пример дикой материнской запущенности воспитания», — констатируют специалисты.
Конечно, телефон доверия, это не панацея от всех проблем. В центре говорят, наша задача — оказать скорую психологическую помощь, снять пиковую нагрузку на психику в данный момент. И не решать за человека, а подвести его к поиску этого решения. Научить пошагово справляться с проблемами.
Помимо профессиональных психологов в «Роднике» работают и волонтёры, на горячей линии «Равный — равному». Круг их тем общения — поиск людей по интересам, как познакомиться мальчику с девочкой, как наладить отношения с подругой. Это общение на уровне: а как бы я поступил в этой ситуации? Если звонок связан с психологической проблемой, к разговору подключается специалист.
— Я год работаю с волонтёрами, решила попробовать себя и в этой сфере, — делится студентка НГПУ Екатерина Кривошапова. — Как специалисту в области государственной молодёжной политики, мне важно знать, о чём думают наши подростки, чего они хотят, чем занимаются. Передавая опыт, я сама учусь у детей. Бывает очень полезно посмотреть на себя через призму другого человека.
— Ребёнок не может перекладывать на нас свои проблемы. И мы сразу обращаем его внимание на то, что предлагаем только гипотезы, варианты разрешения данной ситуации, а само решение он должен принять сам, — добавляет руководитель молодёжного телефона доверия Мария Арановская.
С 2010 года в России действует всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей с единым номером 8-800-2000-122. В «Роднике», по словам специалистов, с подключением федерального номера звонков стало поступать значительно больше, порой их было до 60 в сутки.
Телефон доверия в «Роднике» — не единственный в регионе. Такие горячие линии действуют в четырёх учреждениях Новосибирска и семи комплексных центров в районах области. Их деятельность осуществляется за счёт областной целевой программы «“Семья и дети” на 2012—2015 годы», которая реализуется в рамках национальной стратегии действий в интересах детей. В прошлом году на них поступило более 22 тысяч звонков, в первом квартале этом году — уже более 8 тысяч звонков. Рост числа обращений эксперты объясняют тем, что доверие к этой службе растёт.
— Тематика звонков меняется, — отмечает заместитель министра, начальник управления демографической и семейной политики министерства социального развития Любовь Зябрева. — Увеличивается количество звонков, связанных с проблемами взаимоотношений: подростков со сверстниками, родителей с детьми, родителей между собой.
В 2014 году в регионе наряду с работой общероссийского номера планируется создание единого областного детского телефона доверия с общим колл-центром, куда будут поступать звонки со всех районов области.
— Наша задача — завоевать ещё больший авторитет у детей, чтобы они не стеснялись обращаться со своими проблемами к квалифицированным специалистам, способным помочь в трудной ситуации, — подчёркивает Любовь Зябрева. n
Даже мы, взрослые, не всегда решимся поговорить о своих проблемах в беседе с психологом, что уж говорить о подростках. А вот по круглосуточному телефону 276-53-16, анонимно, не боясь осуждения и насмешек, ребята готовы рассказать о том, что их волнует.
По словам директора центра Светланы Антроповой, на телефон доверия центра ежегодно поступает 11—15 тысяч звонков. Это только «содержательного характера». Бывают звонки от «молчунов», которые, позвонив, молчат в трубку. Психологи центра сталкиваются и с розыгрышами, и даже ненормативной лексикой. Как говорят специалисты, такое обращение может быть маскировкой серьёзной психологической ситуации или способом проверить, как далеко простирается терпимость тех, кто находится на другом конце провода.
— В утренние часы звонят, как правило, родители, бабушки или дедушки по поводу своих детей, во время переменок в школе звонят дети, и часто это звонки-розыгрыши, — говорит Светлана Антропова. — На вечернее время падает основная масса звонков. Для некоторых наших клиентов, а это в основном молодые люди с различными ограничениями здоровья, прикованные к постели, наш телефон — единственная возможность общения. Звонят и пожилые люди со своими проблемами. Им тоже не отказываем. Единственно, сразу предупреждаем, что время беседы ограниченно. Как правило, на общение отводим 30—40 минут.
Из неординарных ситуаций, хотя, как говорят специалисты центра, сколько звонков — столько и случаев, они вспоминают, как помогли шестнадцатилетнему подростку не стать самоубийцей. Он позвонил, когда стал истекать кровью после вскрытия вен. И до приезда «скорой» психолог отвлекал его разговорами по телефону, чтобы тот не терял сознание. Позже молодой человек пришёл в центр с цветами и словами благодарности.
Однажды позвонил четырнадцатилетний мальчишка. Выходя из автобуса, он вырвал у пожилой женщины сумку. Дома, вечером, стала мучить совесть: зачем это сделал? Сумка ему, в общем-то, не нужна. В ней оказались документы с адресом, и сумка благополучно возвратилась хозяйке. Ещё один звонок — от одинокой мамы подростка: сын, по сути, выгнал её из дома, не разрешал ночевать. Предложили привести его в центр, якобы на беседу о выборе профессии. А уж тут психолог выдал ему «по первое число» за такое поведение. Мир вернулся в эту семью. «Это наглядный пример дикой материнской запущенности воспитания», — констатируют специалисты.
Конечно, телефон доверия, это не панацея от всех проблем. В центре говорят, наша задача — оказать скорую психологическую помощь, снять пиковую нагрузку на психику в данный момент. И не решать за человека, а подвести его к поиску этого решения. Научить пошагово справляться с проблемами.
Помимо профессиональных психологов в «Роднике» работают и волонтёры, на горячей линии «Равный — равному». Круг их тем общения — поиск людей по интересам, как познакомиться мальчику с девочкой, как наладить отношения с подругой. Это общение на уровне: а как бы я поступил в этой ситуации? Если звонок связан с психологической проблемой, к разговору подключается специалист.
— Я год работаю с волонтёрами, решила попробовать себя и в этой сфере, — делится студентка НГПУ Екатерина Кривошапова. — Как специалисту в области государственной молодёжной политики, мне важно знать, о чём думают наши подростки, чего они хотят, чем занимаются. Передавая опыт, я сама учусь у детей. Бывает очень полезно посмотреть на себя через призму другого человека.
— Ребёнок не может перекладывать на нас свои проблемы. И мы сразу обращаем его внимание на то, что предлагаем только гипотезы, варианты разрешения данной ситуации, а само решение он должен принять сам, — добавляет руководитель молодёжного телефона доверия Мария Арановская.
С 2010 года в России действует всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей с единым номером 8-800-2000-122. В «Роднике», по словам специалистов, с подключением федерального номера звонков стало поступать значительно больше, порой их было до 60 в сутки.
Телефон доверия в «Роднике» — не единственный в регионе. Такие горячие линии действуют в четырёх учреждениях Новосибирска и семи комплексных центров в районах области. Их деятельность осуществляется за счёт областной целевой программы «“Семья и дети” на 2012—2015 годы», которая реализуется в рамках национальной стратегии действий в интересах детей. В прошлом году на них поступило более 22 тысяч звонков, в первом квартале этом году — уже более 8 тысяч звонков. Рост числа обращений эксперты объясняют тем, что доверие к этой службе растёт.
— Тематика звонков меняется, — отмечает заместитель министра, начальник управления демографической и семейной политики министерства социального развития Любовь Зябрева. — Увеличивается количество звонков, связанных с проблемами взаимоотношений: подростков со сверстниками, родителей с детьми, родителей между собой.
В 2014 году в регионе наряду с работой общероссийского номера планируется создание единого областного детского телефона доверия с общим колл-центром, куда будут поступать звонки со всех районов области.
— Наша задача — завоевать ещё больший авторитет у детей, чтобы они не стеснялись обращаться со своими проблемами к квалифицированным специалистам, способным помочь в трудной ситуации, — подчёркивает Любовь Зябрева. n
Любовь ЗЯБРЕВА:
— Стало больше звонков, связанных с проблемами взаимоотношений: подростков со сверстниками, родителей с детьми, родителей между собой.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА