Более 385 тысяч заявлений были поданы абитуриентами в педагогические вузы страны, при этом в число самых популярных попали университеты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, а среди педвузов новых регионов – из Луганска. Об этом сообщили руководители Министерства просвещения России и ректоры педагогических вузов на пресс-конференции по итогам приемной кампании, которая прошла в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
"Приемная кампания в педвузы 2023 года подошла к своему финалу. И мы можем сказать, что интерес молодежи к педобразованию в этом году оказался как никогда высоким. Только в педагогические вузы Министерства просвещения РФ было подано рекордное число заявлений – 385 тысяч на педспециальности. Это почти на 100 тысяч больше, чем в прошлом году", – отметила заместитель министра просвещения РФ Татьяна Викторовна Васильева.
"Наибольшее число заявлений на педагогические специальности было подано в Московский государственный университет, Герценовский университет, Государственный университет просвещения, Новосибирский педагогический университет, Нижегородский педагогический университет им. Козьмы Минина. Среди вузов на территории новых российских регионов самым популярным стал Луганский государственный педагогический университет", – подчеркнула Васильева.
По данным правительства России, педагогические направления входят в число самых популярных у поступающих в этом году. По предварительным данным Минобрнауки, во все российские вузы на педагогические специальности было подано 725 тысяч заявлений.
По словам замминистра просвещения РФ, еще один важный момент приема этого года – для участников СВО и членов их семей университетами были предусмотрены отдельные квоты, и в педагогические вузы по этим квотам зачислено 2518 человек.
Также в этом году абитуриенты активно пользовались сервисом "Поступай в вуз онлайн". "Подача документов через суперсервис с возможностью подтягивания всей информации о результатах школьных олимпиад, что всегда удобно, быстро и понятно, что там с твоими документами и как они проходят", – отметила Васильева.
По словам эксперта, в целом в этом году конкурс на бюджетные места по педагогическим специальностям почти 12 человек на место. Среди самых высоких, а это 14 человек на место на педагогическое образование с двумя профилями подготовки, а также 9 человек на место на профиль подготовки учителей информатики и математики.0 тысяч зачисленных, средний конкурс при поступлении – 4 человека на место. И количественно, и качественно эту приемную кампанию мы провели очень организованно", – подчеркнула Васильева.зрастающую популярность и модность педагогического образования среди абитуриентов подчеркнул и ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Владимирович Лубков, отметив, что этому способствует и модернизация современной системы образования педвузов. МПГУ принимает участие в пилотном проекте.
"В этом году в наш университет на программы бакалавриата и базового высшего образования было подано 80 тысяч заявлений, и это на 14% больше, чем в прошлом году. Средний балл составил более 80, то есть ребята идут с хорошими баллами ЕГЭ", – отметил Лубков.
Как рассказал спикер, в соответствии с указом президента РФ о совершенствовании системы высшего образования определены шесть вузов – участников пилотного проекта, который рассчитан на три года, и по его завершении будут расширяться программы и уточняться подходы к образованию.
"Сегодня среди шести вузов – участников пилота один педагогический, МПГУ. В эту приемную кампанию мы уже заявили базовое высшее образование. Так теперь называется новая ступень высшего образования – аналог бакалавриата. Мы предложили семь направлений подготовки, из них шесть педагогических и одна психолого-педагогическая, на 6, 5 и 4 года подготовки. Выбрали востребованные специальности для наших сельских, малокомплектных школ и возможно для профильных школ больших регионов", – поделился Лубков.
По его словам, одними из самых востребованных сдвоенных специальностей стали те, где есть "история". Это отчасти решает и гендерный вопрос на курсе. "Например, программа "Начальное образование и история". Мы знаем, что на истфак поступает больше мальчиков, а на начальную школу – девочки. И теперь у нас гармония – и мальчики, и девочки", – отметил ректор МПГУ.
По словам министра образования и науки Чеченской Республики Хож-Бауди Дааева, вопрос подготовки педагогических кадров остается крайне актуальным.
"Чеченская Республика лидер по строительству новых школ. В этом году к 1 сентября открыли 25 новых школ, поэтому вопрос педкадров для нас очень серьезный. Для примера, из 1,5 тысячи выпускников педуниверситета нашей республики 75% уже трудоустроены. Благодаря Министерству просвещения и его работе профессия педагога становится все более популярной. Надеемся, что эта тенденция продолжится и желающих поступать на педагога станет еще больше", – отметил он.
Поддержке учителей в республике способствует и решение жилищного вопроса. "В 2023 году благодаря поддержке главы республики мы начали строительство учительских домов. За этот год построено 3 таких дома по 24 и 8 квартир. Верим, что это станет хорошим стимулом и мотивацией для выбора профессии учителя", – добавил он.
"На 28% увеличилось количество заявлений на педагогические специальности. Это такой взрывной рост. К нам поступают студенты из всех регионов, включая новые территории. В нашем Санкт-Петербурге, как и во всей России, сейчас идет развитие системы психолого-педагогических классов. Если в прошлом году было 40 таких классов в 30 школах Санкт-Петербурга, то уже в этом – 162 класса, в которых учатся почти 3 тысячи человек. И это потенциальные абитуриенты нашего педвуза… Это наиболее мотивированные, заинтересованные и подготовленные ребята. Педагогические классы позволяют попробовать себя и посмотреть на профессию не только с точки зрения человека, который сидит в аудитории, но и заглянуть за кулисы", – рассказал Тарасов.
Как отметили эксперты, в России запускаются не только педклассы, но и целые системные проекты, появляются учебно-педагогические округа как стык системы работающего педобразования и университетов.
"В наш учебно-педагогический округ вошли республики Башкортостан, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская. Работа началась еще весной, и это позволило по целевым направлениям организовать хорошие процессы по приему в наши вузы. Если в прошлом году у нас была квота в соответствии с распоряжением на педспециальности 20%, то уже в этом возросла до 30% от контрольных цифр приема… Желающих много, но для нас важно, чтобы пришли самые заинтересованные, которые понимают ценность профессии учителя", – отметил ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы Салават Сагитов.
О том, как влились в приемную кампанию вузов РФ педуниверситеты новых территорий, рассказала ректор Луганского педагогического университета Жанна Викторовна Марфина.
"29 марта для нас открылась новая страница в развитии наших вузов. Теперь наши студенты, преподаватели имеют неограниченные возможности в плане и профессионального роста, и развития своих инициатив. Поддерживаются научные проекты, студенты социально защищены со всех сторон. Если говорить о вступительной кампании этого года, то можно говорить о плавной интеграции, что очень важно. Те абитуриенты, кто решил испытать свои силы с ЕГЭ, поступали по результатам ЕГЭ, кто боялся – поступали в университет по внутренним экзаменам. В этом году к нам пришли 2,5 тысячи человек. Самыми популярными специальностями стали "начальное образование", "русский язык", "психология", а также будущие учителя физической культуры", – рассказала она.
источник >>>