Григорий Милогулов родился в Новосибирске, учился на факультете иностранных языков НГПУ и в университете Тулона, Франция. В разные годы занимал должности директора ресурсного центра французского языка НГТУ, замдиректора и директора РОО «Альянс Франсез-Новосибирск», директора Делового клуба «РДК», директора по коммуникативным проектам и международным связям АО «Технопарк Новосибирского Академгородка». С августа 2020-го — замминистра культуры Новосибирской области. Защитник интересов телезрителей и капитан команды новосибирского клуба «Что? Где? Когда?».
Фестиваль научного и индустриального кино Сибири «Кремний», который стартовал в мае с работы акселераторов, задуман как пространство сотрудничества науки, искусств и технологий. Участники работают над созданием фильмов, посвящённых впечатляющим научным направлениям и достижениям. Среди проектов — маркетинг XIX века, муравьиная цивилизация, денисовский человек и метеорит Новосибирск. Вторая часть фестиваля — сайнс-резиденция — пройдёт в последнюю неделю июля. Завершающей частью станут показы фильмов на форуме «Технопром» с 22 по 26 августа. Кроме фильмов, подготовленных участниками, будут представлены лучшие научные и индустриальные фильмы России и оцифрованные картины сибирских кинодокументалистов из архива Центра креативных индустрий.
— Григорий Викторович, кто вошёл в число участников акселераторов? Это школьники, студенты, люди, интересующиеся кино?
— Верно. В трёх акселераторах разные целевые аудитории, поскольку и задач у фестиваля несколько. Первая — собрать ресурсы, которые у нас есть, человеческие и производственные, и понять, чего не хватает. В съёмочной команде роли чётко распределены: сценарист, оператор, режиссёр, монтажёр, продюсер и так далее. Мы настаиваем на том, что у нас богатые традиции документального кино — Западно-Сибирская студия кинохроники, Новосибирсктелефильм. Но, как известно, в меняющемся мире меняется и контент. Наша задача, опираясь на традиции, добавить новые компетенции и следить за тем, как развивается отрасль — что нового появляется и какие форматы востребованы.
— А сверхзадача — вернуть интерес к науке?
— Самая главная фишка Новосибирска — его научный потенциал. Здесь и Сибирское отделение Российской академии наук, и один из лучших в стране технопарков, который отпраздновал 15-летие, и активное студенческое сообщество. Поэтому мы и собрали всех интересантов этой отрасли и поняли, что прорыв и точка роста лежат в сфере производства кино и видеоконтента. Наука должна стать интересной как можно большему количеству детей. Как есть спорт высших достижений и массовый спорт, так и здесь — есть наука прорывная, а есть общий интерес. И то, и другое одинаково важно!
— Как удалось собрать такую солидную команду? Среди акселераторов — кинокомпании LBL, GetAClass, объединённые студии Москвы.
— История для нас непростая. Фестиваль прежде всего ассоциируется с показом фильмов, как например, Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» Эллы Хамзиничны Давлетшиной. В «Кремний» мы добавили образовательную и производственную программы. Тем самым мы задаём вектор развития — за 3-5 лет должен быть сформирован кинокластер. Наша фундаментальная задача — стать на карте России точкой средоточия профессиональных компетенций в производстве научного и индустриального кино. Мы предложили разделить эти амбиции коллегам по отрасли, они увидели потенциал Новосибирской области и заинтересовались. А дальше были конкурсные процедуры, которые выиграли сильнейшие. Заказчиком мероприятия является правительство Новосибирской области и министерства, поэтому отбор был очень серьёзный.
— Среди них есть и наши известные компании.
— Да, компания LBL — один из мейджоров производства видеоконтента, безусловный авторитет, родом из Новосибирска, но это уже федеральная компания, они работают по всей России. GetAClass — небольшая компания одного из резидентов нашего технопарка, некоммерческий проект, они 10 лет снимают обучающие видео по школьным дисциплинам — математике, физике, химии. У некоторых роликов больше 10 миллионов просмотров. Они как раз делились с ребятами-участниками тем, как делать интересный контент по школьным предметам, где есть опыты, эксперимент. И здесь мы будем работать совместно с министерством образования.
— У нас же есть опыт — Леонид Сикорук делал обучающие фильмы «Занимательная физика» и создал детскую студию Старая мельница».
— Безусловно, мы опираемся на богатый сибирский опыт. Надеемся, будут созданы команды, где ребята в содружестве с преподавателями и учёными будут создавать интересные дополнения к образовательным программам. К примеру, полный цикл опытов по курсу физики.
Важным для нас акселератором является и объединённые студии Москвы, потому что приехали мэтры режиссуры, которые снимают научные фильмы для крупнейших стриминговых платформ. И мы видели, как горят глаза у ребят из той же «Старой мельницы», когда они три дня общались с мастерами, обсуждали с ними планы, повышали свои компетенции по основам режиссуры. Приходили и люди, которые уже создают свой контент, их интересовали постпродакшн и продвижение, — об этом рассказывала Ирина Белых, один из основателей фестиваля актуального научного кино ФАНК.
— В результате в вузах могут появиться новые специальности? Как, например, кинооператоры в НГТУ.
— Некоторые специальности частично уже есть в вузах. К примеру, журналисты НГУ учатся писать сценарии. Мы встречались с преподавателями кинооператорского мастерства из НГТУ, не лучшие времена переживает сейчас специальность, но будем работать над тем, чтобы её сохранить. Фестиваль — своего рода аудит, что у нас хорошо, что нужно подтянуть, а чего ещё нет. Мы должны создать полную цепочку.
— Два месяца — короткий срок для создания кино. По итогам работы акселераторов заявлено 17 фильмов. Успеют?
— Они разной сложности, жанров и хронометража, от 3 до 15-20 минут. Выбранную тематику участники представляли на научном совете. Для нас важно, чтобы это было научно и точно, у каждой команды есть научный консультант. Мы благодарны ребятам, которые пришли в акселераторы, за то, что они вдумчиво подошли к выбору тематики и взяли самые злободневные вопросы или темы, в которых Новосибирская область является лидером. Нашей задачей было предоставить творцам максимум свободы, обеспечив их оборудованием и недостающими специалистами. Некоторые команды выезжают из Новосибирска: например, снимать фильм о денисовском человеке ребята уехали на Алтай.
О роли в подготовке фестиваля Центра креативных индустрий
— Наши мэтры кинематографии уже участвуют в работе фестиваля. И это не только те, кто работает в ЦКИ, как Борис Борисович Травкин, но и другие ключевые фигуры кинопроизводства в Новосибирске — это наш фундамент и базис, на котором мы должны выстроить новое модульное пространство кинокластера. ЦКИ, подведомственный министерству культуры, — это правопреемник нашего «Новосибирскиновидеопроката», поэтому и стал базовой площадкой для проведения фестиваля. Но перед центром стоят задачи гораздо более широкие — они должны стать оператором и точкой сборки проектов по всем креативным индустриям. И здесь очень важный момент: креативные индустрии — один из ярких примеров межведомственного сотрудничества. Задействованы и министерство науки — они нам активно помогают по фестивалю, и министерство экономического развития, и министерство промышленности и торговли, которое сегодня вместе с нами развивает ремесленное производство, и министерство цифрового развития. Поэтому у ЦКИ есть своя чётко очерченная компетенция — они работают с теми людьми, которые являются творцами, их задача — знать эту отрасль в лицах: кто, что и с каким успехом делает.
О знакомстве с народной культурой в Год культурного наследия
— Из самых ярких впечатлений — новые экспозиции в Новосибирском краеведческом музее: история переселенцев Сибири и колоритная выставка из Тувы. Когда объявляется тематический год, мы наблюдаем всплеск активности, и в рамках бюджета министерства культуры стараемся уделять этой теме больше внимания, в том числе в виде грантовой поддержки. Есть и заметные инициативы: сейчас готовится традиционный чемпионат области по караоке, и организаторы предлагают участникам как вариант исполнить вторую песню (первая должна быть на русском языке) на языке одного из народов России. И не могу не отметить экспозицию, посвящённую деревне Кривощёково, в Музее Новосибирска на улице Обской, 4. В последние годы много рассказано об истории Новосибирска, но это так называемая протоистория, и сделано это очень интересно.