НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  1637  1638  1639  1640  1641  1642  1643  1644  1645  1646  1647  1648  1649  1650  1651  1652  1653  1654 ...8475   (Дальше)

Конструктору счастливой "Щуки" Радию Шмакову исполнилось 90 лет

17 января 2021
Конструктору счастливой "Щуки" Радию Шмакову исполнилось 90 лет
Интернет издание "RG.RU Российская газета"

Друзья-корабелы, ветераны подводного флота и военные моряки, в наши дни несущие службу на АПЛ из "малахитовой шкатулки", поздравляют с 90-летием Радия Анатольевича Шмакова - конструктора и главного конструктора многоцелевых подводных лодок проекта 671 РТМ "Щука".

Домыслам о подводном флоте России конструктор Радий Шмаков предпочитает правду факта. Фото: Александр Емельяненков

Он родился в Новосибирске, в пять лет остался без отца, с золотой медалью закончил среднюю школу и не стал студентом Московского авиационного института, лишь потому что в МАИ в 1948 году не нашлось места в общежитии. В итоге сын "врага народа" Радий Шмаков через год после смерти Сталина получил диплом с отличием Ленинградского кораблестроительного института. И за семь десятилетий, по его словам, ни разу не пожалел, что однажды и навсегда связал свою жизнь с созданием подводных лодок и отработкой специального оружия для них.

- Учился я все пять лет хорошо, диплом получил с отличием, - признался Радий Анатольевич в одной из телепрограмм. - Имел возможность выбрать любое предприятие, поскольку тогда молодых специалистов распределяли по путевкам министерства. Диплом писал про подлодку - минный заградитель. И решил пойти работать в КБ, которое уже тогда было известно, а сейчас называется "Рубин". Туда дал согласие на распределение. Однако путевка из министерства пришла в неизвестное мне СКБ-143. Оно только-только возникло, и я, сам того не подозревая, сразу попал на передний край - туда, где создавалась первая советская АПЛ.

По словам генерального директора Санкт-Петербургского МБМ "Малахит" Владимира Дорофеева, выпускник и ровесник ленинградской "корабелки" (ныне это Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, кузница морских инженерных кадров России) Радий Анатольевич Шмаков с 1954 года "успешно и плодотворно работает в нашем бюро".

Участвовал в создании самой первой в СССР атомной подводной лодки К-3 и выходил на ее испытания в море. А затем уже как представитель проектного отдела СКБ-143 и главный конструктор опытных дизель-электрических подводных лодок (проекты 613РВ, 633РВ, 633КС) отрабатывал и внедрял на серийные АПЛ противолодочные комплексы "Вьюга", "Водопад", "Ветер", "Шквал". По признанию самого Шмакова, на это ушло почти двадцать лет жизни.

В 1981 году за создание и отработку новых комплексов противолодочного оружия Радию Шмакову и группе его коллег была присуждена Государственная премия СССР. А он тем временем был погружен в решение другой задачи - постановку на вооружение подводных лодок комплекса "Гранат" с крылатыми ракетами большой дальности.


Музей и архивы СПМБМ "Малахит" сразу оживают, когда слово берет конструктор Р.А. Шмаков. Фото: Александр Емельяненков

Работа в тесном контакте с выдающими конструкторами и руководителями СКБ-143 Перегудовым, Исаниным, Русановым, Чернышовым учила высочайшей ответственности за порученное дело. А уж если сам вызвался - держи ответ по полной…

- В 1984 году коллегия Минсудпрома СССР утвердила меня в должности главного конструктора лодок второго поколения 671РТ и ее лучшего образца - 671РТМ. Генеральным конструктором и начальником бюро был тогда Георгий Николаевич Чернышов, и все проекты строились под его общим руководством. Он был моим учителем. Видел, знал меня по той работе, когда я много занимался оружием. По-видимому, это для него было решающим. И он определил главным конструктором меня…

Именно Шмакову уже как главному конструктору было поручено направление модернизации и поддержания в строю едва ли не самой большой серии АПЛ второго поколения 671РТ, 671РТМ и 671РТМК "Щука". За двадцать лет на ПО "Красное Сормово" в Горьком (ныне - Нижний Новгород), на Ленинградском адмиралтейском объединении и на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре в этой линейке было построено 33 атомные подводные лодки. Тогда удалось добиться главного: по уровню подводной шумности и собственным средствам обнаружения советские многоцелевые АПЛ приблизились к американским аналогам типа "Лос-Анджелес".

- Головная лодка 671РТМ была третьей модификацией проекта 671, - по-своему уточняет и акцентирует Радий Анатольевич. - Таких было построено 26 единиц: тринадцать - на заводе им. Ленинского комсомола, столько же - в Адмиралтейском объединении в Ленинграде. Я имел счастье работать с "адмиралтейцами" на пяти лодках. Последнюю из них сдали в 92-м. На тот момент они вобрали лучшие наши достижения…

В том же интервью конструктор признался, что век у РТМ оказался короткий. Лодки, по его словам, спроектированы так, что через 5-7 лет должны становиться в плановый ремонт, потом - в ремонт с модернизацией. К сожалению, получилось иначе: плановых ремонтов многие АПЛ не дождались и ходили до износа. В итоге отслужили верой и правдой лет по 12 с момента сдачи, а это только половина назначенного срока. И были списаны лишь потому, что у нашего государства не нашлось денег их отремонтировать…

А на флоте эти корабли любили - за высокие характеристики, надежность, хорошую обитаемость, и службой на них гордились. В 80-е и начале 90-х подводные охотники этой серии были для нашего ВМФ главной надеждой. А еще, что не менее важно, опорой и базой для перехода к кораблям третьего поколения. Эту эстафету - вместе с двумя цифрами в обозначении проекта - приняли АПЛ серии 971 "Щука-Б", спроектированные в том же "Малахите"…

- В моем понимании, это продолжение серии РТМ, но уже на "Барсах". И в них мы уже достигли паритета с американцами, а может, и превзошли в снижении шумности. Это признают специалисты и наши, и зарубежные, - резюмировал Радий Анатольевич.


Новинка от "Малахита"- макет подводной лодки П-705Б с воздухонезависимой энергоустановкой. Фото: Александр Емельяненков

Более двадцати лет главный конструктор Шмаков возглавлял Совет изобретателей и рационализаторов СПМБМ "Малахит". А в 1997-м сам стал лауреатом премии правительства Российской Федерации в области науки и техники.

В последние годы главным делом Радия Анатольевича стала история отечественного подводного флота, атомного подводного кораблестроения, история и роль во всем этом конструкторского бюро "Малахит". Им написаны десятки статей и несколько монографий, лично и в соавторстве с коллегами. Его стараниями как главного редактора подготовлены и вышли в свет почти три десятка книг в серии "Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее".

И музей, который создан в МБМ "Малахит", без него, конечно, не музей. Потому что нет человека более опытного, компетентного и с прекрасной памятью на имена, события и лица, чем Радий Анатольевич Шмаков. Живая энциклопедия "Малахита".

- Бюро, в которое я пришел работать много лет назад, было нулевой категории. А нулевая категория - это повышенные оклады, - открыл он с экрана страшную тайну. - И такое бюро было единственное в судостроительной промышленности: оклады наших сотрудников были в полтора раза выше, чем в других КБ. Это плата за секретность или, как мы называли, "плата за страх". Потому что бюро было сверхзасекреченным, строжайший режим, особые ограничений в правах. Знакомиться, иметь переписку с иностранными гражданами мы не могли. И никому ни слова о том, чем занимаемся на работе. Были специально придуманные легенды и обозначения. Реактор мы никогда не называли реактором. Это был кристаллизатор. А вместо подводной лодки - объект Перегудова, объект Чернышева. Произнести за стенами бюро что-то вроде "предельная глубина" или "воздух высокого давления" - даже не вздумай. Потому что эти термины выдавали принадлежность к подводному флоту и раскрывали суть того, чем мы занимаемся. Мы до последнего момента были закрытой организацией и не имели права выступать публично, выходить в печать, давать интервью…

Конструктор Радий Анатольевич Шмаков - живая энциклопедия подводного кораблестроения. Фото: Александр Емельяненков
P.S.

Братья Шмаковы - Радий и Сталь

В крещенские морозы 1931 года в Новосибирске молодые родители ждали мальчика и заранее придумали имя - Сталь. А родились сразу двое. Одного, как и было задумано, назвали Сталь, другого - Радий.

- В начале 30-х страна перестраивалась, все старое отметалось, - много десятилетий спустя говорил о том времени Радий Анатольевич Шмаков. - Не Пушкин был на пьедестале, а Маяковский. И те имена, которые давали по церковным документам, молодым семьям казались не современными, взамен искали что-то новое. Радий или Рая - это бог Солнца, радий - значит лучистый. Мои родители не химики, нормальные русские люди. Но им очень хотелось, чтобы имя сына сразу запоминалось. И чтобы носить его было приятно… Отца забрали в 36-м. А мама моя - Анна Ивановна Смышляева - жила долго, умерла в 92-м. То есть практически всю жизнь без мужа. Но она верила, ждала его и надеялась. И нам с братом внушала, что он где-то занят работой. А на самом деле его расстреляли в 38-м году, то есть почти сразу. Узнали об этом только после реабилитации…

Сталь Анатольевич Шмаков избрал, в отличие от своего брата, не техническую, а гуманитарную стезю. Закончил в 1952 году Новосибирский государственный педагогический институт и до последних дней своей жизни занимался преподавательской работой, теорией воспитания и организацией досуга молодежи, разработкой педагогических основ и концепции коллективной творческой деятельности школьников в свободное время. По творческим проектам С.А. Шмакова были созданы Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ "Орленок" (открыт в 1961-м и действует до сих пор) и круглогодичный пионерский лагерь Новолипецкого металлургического комбината "Прометей" (1975).

В честь братьев Радия Анатольевича и Сталя Анатольевича Шмаковых установлена памятная плита у дома в Новосибирске, где они выросли (ул. Сургутская, 62 Железнодорожного района - бывшая Мазутная, 58).



источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  1637  1638  1639  1640  1641  1642  1643  1644  1645  1646  1647  1648  1649  1650  1651  1652  1653  1654 ...8475   (Дальше)