НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8157  8158  8159  8160  8161  8162  8163  8164  8165  8166  8167  8168  8169  8170  8171  8172  8173  8174 ...8607   (Дальше)

Учи матчасть

20 March 2013
Учи матчасть
Интернет-журнал "Siburbia"

Важное сообщение для всех, кто в выпускном классе мечтал сдать экзамен по математике и забыть её, как страшный сон! В ближайший месяц новосибирцам от «царицы наук» не спрятаться. Зато есть возможность взглянуть на математику под новым углом и, возможно, найти в ней привлекательные черты.



Перестать оправдываться

Конечно, всегда есть шанс увильнуть от возможности расширить своё восприятие мира, объясняя это тем, что попытки приобщить гуманитария к математике сродни желанию приучить левшу писать правой рукой. Однако опыт многих учителей и психологов доказывает обратное.

Мария Рубцова
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии ФП НГПУ

— Деление людей на математиков и гуманитариев (или, как ещё принято говорить, «физиков» и «лириков») условно и даже стереотипно.

Немало людей с техническим образованием очень музыкальны, пишут стихи, занимаются художественным творчеством. В настоящее время считается, что способность к анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. Правое же полушарие мозга выступает ведущим для музыкального слуха, например, оно способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Такое разделение познавательных функций между правым и левым полушариями называется «функциональной асимметрией мозга». Этот феномен до сих пор мало изучен.

«Предпосылки к становлению функциональной асимметрии головного мозга передаются генетически, но сама она окончательно формируется лишь в социальном общении, в процессе обучения».

Способности личности практически безграничны. Автор теории множественного интеллекта Ховард Гарнер, например, отмечал, что у каждого человека есть потенциал, позволяющий ему использовать формы мышления, соответствующие конкретным типам ситуаций.



Потрогать теорему

В рамках Года Германии в России Гёте-Институт организует интерактивную выставку «Ощути математику», которая будет проходить в ГПНТБ СО РАН с 22 марта по 12 апреля.

На выставке представлены экспонаты музея Mathematikum (город Гиссен) — игры, головоломки, математические модели и эксперименты.

Среди них — наглядные примеры применения теоремы Пифагора, теории вероятности и других понятных и не очень математических законов.

Особенность выставки в том, что всё это можно не только увидеть, но и потрогать. Каждый посетитель сможет почувствовать себя исследователем, проверить собственную сообразительность и убедиться в том, что всё сложное на самом деле достаточно просто устроено.

Организаторы обещают также серию лекций и мастер-классов от экспертов музея Mathematikum для школьников, студентов, преподавателей и всех заинтересованных посетителей выставки.



Увидеть в математиках поэтов

К открытию выставки «Ощути математику» приурочен также показ документального фильма «Чувственная математика» и встреча с его режиссёром Екатериной Ерёменко. Всё это ждёт вас в «Победе» 22 марта в 19.00.

Фильм состоит из нескольких историй, герои которых — выдающиеся математики современности. Среди них, например, Максим Концевич и Седрик Виллани — обладатели Филдсовской премии (самой престижной награды в области математики, присуждаемой раз в четыре года). Сложные математические проблемы, над которым работают эти учёные, переведены в область простых человеческих чувств — обоняния, слуха, вкуса, запаха, осязания и других.

Екатерина Ерёменко
режиссёр


— Фильм возник из огромного почтения и восхищения математикой и математиками. Кино — прежде всего, визуальное искусство, а эта наука с трудом поддаётся визуализации: как показать абстрактное мышление?

Конечно, математика сейчас используется везде, нашу жизнь невозможно представить без компьютеров и телефонов, но я не хотела показывать прикладную математику — об этом снимать фильм мне было неинтересно. А вот попытаться если не понять, то хотя бы почувствовать, какие вопросы стоят перед современной абстрактной высшей математикой, — это было очень интересно, ведь именно это определяет будущее.

«Я не пыталась делать дидактический фильм, который бы что-то объяснял. Мне хотелось показать учёных в момент творчества».

После показа «Чувственной математики» в Москве один зритель, который оказался профессиональным психологом, мне сказал: «Вы сделали фильм о людях с левым полушарием методами людей с правым». Кстати, в фильме я вообще не показываю личную жизнь героев — кто с кем живёт, где живёт, — тем не менее, мне кажется, что они допустили нас в очень интимную область своей жизни. Не стесняясь камеры, они размышляли в кадре — именно это для меня особенно дорого.

Кстати, прежде чем начать карьеру в кино, Екатерина Ерёменко с отличием окончила механико-математический факультет МГУ — так что она точно знает, о чем говорит.



Написать контрольную работу

Студенты механико-математического факультета НГУ Роман Машкин и Иван Павленко 21 апреля организуют проверочную работу «Контрольная сумма» для всех желающих оценить уровень своих математических знаний.

Роман Машкин
организатор «Контрольной суммы»


— Идея такой контрольной работы родилась в прошлом году. Мы решили устроить аналогичную известному «Тотальному диктанту» акцию, ведь математику, как и русский язык, должен знать каждый. Название выбрано не случайно: «контрольная сумма» — это некоторое значение, используемое для проверки целостности данных при их передаче или хранении. Так и наша контрольная работа показывает процентное соотношение сохранившихся со школы знаний.

По словам организаторов, в прошлом году в «Контрольной сумме» приняло участие около 100 человек, среди которых были не только студенты мехмата, но и студенты гуманитарных факультетов, а также школьники. Всем участникам предстояло выполнить три группы заданий: простые тесты, задачи посложнее и логические задания на смекалку.

В целом с контрольной работой участники акции справились неплохо — средний балл составил 70,4 (при максимально возможном — 100).

Текст: Юлия Торопова
Фото: Ирина Алаева


Страница: (Предыдущий)  1 ...  8157  8158  8159  8160  8161  8162  8163  8164  8165  8166  8167  8168  8169  8170  8171  8172  8173  8174 ...8607   (Дальше)