Газета "Комсомольская правда"
Представители ведущих вузов Новосибирска обсудили все вопросы об образовании в современном мире.
Не секрет, что в последнее время экономическая конъюнктура в стране заметно ужесточает требования к рынку образовательных услуг. «Комсомолка» собрала за круглым столом представителей новосибирских вузов, которые обсудили дальнейшую перспективу своей деятельности.
«Специальность каждому нужна»
- Что значит критерий «качественное образование»? Какие специалисты сегодня востребованы на рынке труда?
Ирина БАРМАТИНА, начальник отдела менеджмента качества образования НГПУ:
- Сегодня в нашу жизнь широко вошло понятие «образовательные услуги», и это повлекло за собой использование еще одного, достаточно нового для нас понятия «качество образования». В связи с этим педагогический университет особое значение придает созданию условий для наиболее качественной подготовки специалистов. Одним из таких условий является создание системы менеджмента качества, которая по итогам конкурса 2008 года «Премия администрации НСО за качество» была признана лучшей в номинации «Образовательные учреждения». Это дает нам право считать себя экспертами в этом вопросе. Система менеджмента качества в вузе помогает совершенствовать различные инновационные проекты. Одной из таких инноваций является развитие оценки качества образования путем мониторинга.
Оксана ЕФРЕМОВА, руководитель Центра тестирования и мониторинга качества образования:
- Одной из проблем современного образования является качество подготовки специалиста. Возникает вопрос: как его измерить? В связи с развитием инновационного кадрового потенциала для осуществления образовательной деятельности, формированием технологий и инструментария оценивания результатов обучения в нашем университете был создан Центр тестирования и мониторинга качества образования. Опыт и партнерские отношения с вузами, региональными и федеральными структурами позволяют тонко чувствовать и быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке образовательных услуг.
Игорь ГЛАДКОВ, директор Новосибирского филиала Академии национальной безопасности (институт):
- Мы готовим специалистов как по экономической, так и по экологической безопасности. Обучаем конкурентной разведке и заботимся о том, чтобы наши специалисты всегда знали, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Виктор КОЗОДОЙ, ректор САУМК:
- Сегодня все определяется понятием «мобильность». Многим вузам приходится перестраиваться. Прежде всего нужно понимать, что сегодня нужно вести речь об оказании образовательных услуг. И в этой связи, например, наше негосударственное высшее учебное заведение находится в более выгодном положении, чем другие. И вот почему. Во-первых, мы не отягощены грузом бюджетных обязательств, у нас нет лишних корпусов, которые нужно содержать, в нашем штате нет ни одного сотрудника, который работает просто потому, что он имеет заслуги перед вузом и его нельзя уволить.
Во-вторых, о рынке труда мы знаем не понаслышке, мы постоянно поддерживаем отношения с потенциальными работодателями, отслеживаем тенденции развития рынков.
- Произойдут ли изменения в вузах в связи с тем, что какие-то специальности будут востребованы, а какие-то нет? И как просчитать конъюнктуру рынка?
И. Г.: - Нужно жить, заглядывая вперед, просчитывая полную аналитику. 10 лет назад мы и не знали, что такое несостоятельность. В мировой практике процент открывающихся предприятий практически равен закрывающимся. А все потому, что не хватает специалистов по антикризисному управлению, по защите от поглощений и просто грубых рейдерских захватов. Востребованы аналитики, прогнозисты, но не для работы на бирже и фондовых рынках, а на каждом предприятии и производстве. Рынок финансистов и юристов переполнен.
И. Б.: - Мы проводим исследования и анкетирование наших студентов,
организовываем интернет-опросы, и очень сложно сказать, какую технологию нужно использовать для выявления перечня специальностей, реально востребованных рынком. Вместе с тем образование, которое получают студенты педагогического университета, является достаточно универсальным, так как способствует формированию не только специальных компетенций, но и коммуникативных умений, управленческих навыков, что позволяет нашим выпускникам реализовывать себя в различных отраслях экономики.
Сергей БАХТИН, декан факультета «Мосты и тоннели» СГУПС:
- На вызов времени сегодня наши студенты отвечают сами. Они стали задумываться, что их ждет на производстве. Изменилось их отношение к работе. Сегодня работодателя больше волнуют те навыки, которыми обладает будущий инженер. Студенты стремятся получить знания. Раньше заболел преподаватель - студенты радовались. Сейчас - нет. В нашем вузе отлично работает система производственных практик, поэтому молодые люди могут иметь реальное представление того, чем им придется заниматься в дальнейшем.
В. К.: - С точки зрения перспективы, молодые люди, родители, должны ориентироваться не на конъюнктуру, а на способности к той или иной деятельности. Поверьте, профессионалам своего дела никакой кризис не грозит.
Инна РЯЗАНЦЕВА, директор центра тестирования и профориентации СГГА:
- Я хочу сказать, что залог успешной профессиональной деятельности будущего специалиста заключается еще и в другом. Ребенок сколько угодно может говорить родителям, что он хочет стать экономистом, и его трудно переубедить в том, что он не прав в своих грезах... Но мы пытаемся с помощью профориентационного компьютерного тестирования, которое помогает определить профессиональные склонности исходя из интересов и способностей, помочь потенциальному абитуриенту в выборе будущей специальности. И тогда, по его итогам, зачастую выясняется, что у желающего получить экономическую специальность больше склонности к юридическим наукам... Иными словами - своего потенциального студента мы пытаемся вовремя сориентировать в профессии.
«Заглядывая в будущее»
- Как вы считаете, обострится ли конкуренция коммерческих и некоммерческих вузов в условиях демографического кризиса?
Виктор БЕККЕР, первый проректор НГАСУ (Сибстрин):
- Действительно демографический провал наступает, что многие вузы ощутили в этом году. В любом случае прогноз до 2012 года говорит о резком снижении числа выпускников школ с полным средним образованием. Сейчас сложно определить, какие специалисты будут востребованы. Мы точно не будем конкурировать с коммерческими вузами по подготовке специалистов по инженерным специальностям. Эти вузы их просто не готовят, а потребность рынка в них острая. По специальностям гуманитарного, экономического, социального и юридического направления конкуренция будет острой. При этом, на мой взгляд, снижая на эти направления бюджетные места, государство косвенным образом поддерживает коммерческие вузы, которые, как правило, имея существенно меньшие затраты по содержанию зданий, лабораторий, подготовке преподавателей, могут предложить более гибкую ценовую политику для абитуриентов. Соответственно, будет конкуренция, и тот вуз, который дает более глубокие знания, пусть даже на платной основе, - победит.
И. Г.: - На мой взгляд, будет огромная конкуренция между государственными и негосударственными вузами. Госвузам необходимо обучать специалистов на бюджетной основе дефицитным специальностям, нехватка в которых на сегодняшний день очень ощутима. Это инженеры, проектировщики, машиностроители. Тех, кто хочет приобрести конкретную профессию в вузе, не более 10%. Остальные же получают высшее образование либо для повышения интеллекта, либо для определенного статуса.
«Образование должно быть универсальным»
- Не секрет, что существует еще и другой способ получить знания и повысить свою профессиональную квалификацию - дополнительное образование. Как в этом направлении работают наши вузы?
Наталья АЛТЫНИКОВА, специалист по связям с общественностью НГПУ:
- Особенностью нашего времени является быстрое изменение условий, что требует от современного человека профессиональной мобильности. А для этого необходимо, с одной стороны, иметь универсальное базовое образование, а с другой - непрерывно повышать свою квалификацию с помощью различных курсов и системы дополнительного профессионального образования. Мы предлагаем большой спектр образовательных программ (более 100) по всем направлениям подготовки для различных категорий слушателей: студентов, людей со средним специальным и высшим профессиональным образованием. У наших студентов есть возможность получить дополнительное образование еще во время обучения по основной специальности. Например, основная специальность - учитель биологии, а дополнительная - ландшафтный и интерьерный фитодизайн. Это позволяет нашим выпускникам уверенно чувствовать себя после окончания университета и достичь успеха в профессиональной деятельности.
В. Б.: - Направление работы вузов по повышению квалификации и переподготовки в ближайшее время будет основным и, по всей видимости, с учетом отмены лицензирования и переходу к саморегулируемым организациям, внедрения двухуровневой системы высшего образования, и востребованным со стороны лиц, ранее закончивших вузы. Кто не сможет активно включиться в эту работу, тот может многое потерять.
И. Р.: - Смысл дополнительного образования предполагает дополнительную занятость, присвоение новой категории. Ведь на сегодня много специалистов, которые хотят повысить свой уровень квалификации.
И. Г.: - Время уходит, все меняется. Об этом говорит и тот факт, что за 10 лет изменились два закона о банкротстве и несостоятельности. И то, что раньше было методологией и инструментом, на сегодняшний день бессмысленно. Новое мышление, новый подход, новые требования законодательства. А потому присоединяюсь к словам Ленина: « Учиться, учиться и еще раз учиться!»
Михаил КОЛОТКИН, проректор по связям с общественностью СГГА:
- Консерватизм - это нормальная ситуация вузовского образования. Высшее образование - это тот минимум, без которого сейчас никак нельзя. К тому же в учреждении должны быть курсы повышении квалификации. Я хочу сказать, что в нашем вузе существует большой спектр дополнительных образовательных услуг, который мы предлагаем нашим студентам. Взять, к примеру, подготовку специалистов для кадастровых служб, или, допустим, со следующего года мы начнем готовить специалистов для управляющих компаний ЖКХ. Это тоже вызов времени, на который мы отвечаем.
С. Б.: - Государство вводит единое требование, пожалуй, к нему и нужно прислушиваться - чтобы все школьники были на равных. Если раньше ЕГЭ сдавали два обязательных, а один на выбор, то теперь обязательным предметом станет физика. Поскольку дети очень слабо учат эту науку. А следовательно, и сдать сей экзамен будет не так-то просто. Основная проблема с абитуриентами, чтобы они не получили двоек на ЕГЭ, потому что никто не сможет исправить ситуацию. Достоверность ЕГЭ и качество образования - это разные вещи. Нельзя определить полный уровень знаний человека по ЕГЭ. Если человек хорошо прошел проверку тестированием, нет никаких гарантий того, что он будет хорошо учиться.
«Качество решает все!»
- Насколько выработаны в российской системе высшего образования единые стандарты и критерии качества?
М. К.: - Критерии и качество оценки вуза зависят от набора разных категорий. Например, это контингент учащихся и руководителей, бренд или имидж вуза, его востребованность.
И. Г.: - С каждым годом информация то и дело обновляется, становится другой. Вместе с ней меняются и технологии. А потому стабильная переподготовка специалистов просто необходима. Это и будет говорить о качестве учебного учреждения.
Екатерина ОЛЬХОВСКАЯПредставители ведущих вузов Новосибирска обсудили все вопросы об образовании в современном мире.
Не секрет, что в последнее время экономическая конъюнктура в стране заметно ужесточает требования к рынку образовательных услуг. «Комсомолка» собрала за круглым столом представителей новосибирских вузов, которые обсудили дальнейшую перспективу своей деятельности.
«Специальность каждому нужна»
- Что значит критерий «качественное образование»? Какие специалисты сегодня востребованы на рынке труда?
Ирина БАРМАТИНА, начальник отдела менеджмента качества образования НГПУ:
- Сегодня в нашу жизнь широко вошло понятие «образовательные услуги», и это повлекло за собой использование еще одного, достаточно нового для нас понятия «качество образования». В связи с этим педагогический университет особое значение придает созданию условий для наиболее качественной подготовки специалистов. Одним из таких условий является создание системы менеджмента качества, которая по итогам конкурса 2008 года «Премия администрации НСО за качество» была признана лучшей в номинации «Образовательные учреждения». Это дает нам право считать себя экспертами в этом вопросе. Система менеджмента качества в вузе помогает совершенствовать различные инновационные проекты. Одной из таких инноваций является развитие оценки качества образования путем мониторинга.
Оксана ЕФРЕМОВА, руководитель Центра тестирования и мониторинга качества образования:
- Одной из проблем современного образования является качество подготовки специалиста. Возникает вопрос: как его измерить? В связи с развитием инновационного кадрового потенциала для осуществления образовательной деятельности, формированием технологий и инструментария оценивания результатов обучения в нашем университете был создан Центр тестирования и мониторинга качества образования. Опыт и партнерские отношения с вузами, региональными и федеральными структурами позволяют тонко чувствовать и быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке образовательных услуг.
Игорь ГЛАДКОВ, директор Новосибирского филиала Академии национальной безопасности (институт):
- Мы готовим специалистов как по экономической, так и по экологической безопасности. Обучаем конкурентной разведке и заботимся о том, чтобы наши специалисты всегда знали, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Виктор КОЗОДОЙ, ректор САУМК:
- Сегодня все определяется понятием «мобильность». Многим вузам приходится перестраиваться. Прежде всего нужно понимать, что сегодня нужно вести речь об оказании образовательных услуг. И в этой связи, например, наше негосударственное высшее учебное заведение находится в более выгодном положении, чем другие. И вот почему. Во-первых, мы не отягощены грузом бюджетных обязательств, у нас нет лишних корпусов, которые нужно содержать, в нашем штате нет ни одного сотрудника, который работает просто потому, что он имеет заслуги перед вузом и его нельзя уволить.
Во-вторых, о рынке труда мы знаем не понаслышке, мы постоянно поддерживаем отношения с потенциальными работодателями, отслеживаем тенденции развития рынков.
- Произойдут ли изменения в вузах в связи с тем, что какие-то специальности будут востребованы, а какие-то нет? И как просчитать конъюнктуру рынка?
И. Г.: - Нужно жить, заглядывая вперед, просчитывая полную аналитику. 10 лет назад мы и не знали, что такое несостоятельность. В мировой практике процент открывающихся предприятий практически равен закрывающимся. А все потому, что не хватает специалистов по антикризисному управлению, по защите от поглощений и просто грубых рейдерских захватов. Востребованы аналитики, прогнозисты, но не для работы на бирже и фондовых рынках, а на каждом предприятии и производстве. Рынок финансистов и юристов переполнен.
И. Б.: - Мы проводим исследования и анкетирование наших студентов,
организовываем интернет-опросы, и очень сложно сказать, какую технологию нужно использовать для выявления перечня специальностей, реально востребованных рынком. Вместе с тем образование, которое получают студенты педагогического университета, является достаточно универсальным, так как способствует формированию не только специальных компетенций, но и коммуникативных умений, управленческих навыков, что позволяет нашим выпускникам реализовывать себя в различных отраслях экономики.
Сергей БАХТИН, декан факультета «Мосты и тоннели» СГУПС:
- На вызов времени сегодня наши студенты отвечают сами. Они стали задумываться, что их ждет на производстве. Изменилось их отношение к работе. Сегодня работодателя больше волнуют те навыки, которыми обладает будущий инженер. Студенты стремятся получить знания. Раньше заболел преподаватель - студенты радовались. Сейчас - нет. В нашем вузе отлично работает система производственных практик, поэтому молодые люди могут иметь реальное представление того, чем им придется заниматься в дальнейшем.
В. К.: - С точки зрения перспективы, молодые люди, родители, должны ориентироваться не на конъюнктуру, а на способности к той или иной деятельности. Поверьте, профессионалам своего дела никакой кризис не грозит.
Инна РЯЗАНЦЕВА, директор центра тестирования и профориентации СГГА:
- Я хочу сказать, что залог успешной профессиональной деятельности будущего специалиста заключается еще и в другом. Ребенок сколько угодно может говорить родителям, что он хочет стать экономистом, и его трудно переубедить в том, что он не прав в своих грезах... Но мы пытаемся с помощью профориентационного компьютерного тестирования, которое помогает определить профессиональные склонности исходя из интересов и способностей, помочь потенциальному абитуриенту в выборе будущей специальности. И тогда, по его итогам, зачастую выясняется, что у желающего получить экономическую специальность больше склонности к юридическим наукам... Иными словами - своего потенциального студента мы пытаемся вовремя сориентировать в профессии.
«Заглядывая в будущее»
- Как вы считаете, обострится ли конкуренция коммерческих и некоммерческих вузов в условиях демографического кризиса?
Виктор БЕККЕР, первый проректор НГАСУ (Сибстрин):
- Действительно демографический провал наступает, что многие вузы ощутили в этом году. В любом случае прогноз до 2012 года говорит о резком снижении числа выпускников школ с полным средним образованием. Сейчас сложно определить, какие специалисты будут востребованы. Мы точно не будем конкурировать с коммерческими вузами по подготовке специалистов по инженерным специальностям. Эти вузы их просто не готовят, а потребность рынка в них острая. По специальностям гуманитарного, экономического, социального и юридического направления конкуренция будет острой. При этом, на мой взгляд, снижая на эти направления бюджетные места, государство косвенным образом поддерживает коммерческие вузы, которые, как правило, имея существенно меньшие затраты по содержанию зданий, лабораторий, подготовке преподавателей, могут предложить более гибкую ценовую политику для абитуриентов. Соответственно, будет конкуренция, и тот вуз, который дает более глубокие знания, пусть даже на платной основе, - победит.
И. Г.: - На мой взгляд, будет огромная конкуренция между государственными и негосударственными вузами. Госвузам необходимо обучать специалистов на бюджетной основе дефицитным специальностям, нехватка в которых на сегодняшний день очень ощутима. Это инженеры, проектировщики, машиностроители. Тех, кто хочет приобрести конкретную профессию в вузе, не более 10%. Остальные же получают высшее образование либо для повышения интеллекта, либо для определенного статуса.
«Образование должно быть универсальным»
- Не секрет, что существует еще и другой способ получить знания и повысить свою профессиональную квалификацию - дополнительное образование. Как в этом направлении работают наши вузы?
Наталья АЛТЫНИКОВА, специалист по связям с общественностью НГПУ:
- Особенностью нашего времени является быстрое изменение условий, что требует от современного человека профессиональной мобильности. А для этого необходимо, с одной стороны, иметь универсальное базовое образование, а с другой - непрерывно повышать свою квалификацию с помощью различных курсов и системы дополнительного профессионального образования. Мы предлагаем большой спектр образовательных программ (более 100) по всем направлениям подготовки для различных категорий слушателей: студентов, людей со средним специальным и высшим профессиональным образованием. У наших студентов есть возможность получить дополнительное образование еще во время обучения по основной специальности. Например, основная специальность - учитель биологии, а дополнительная - ландшафтный и интерьерный фитодизайн. Это позволяет нашим выпускникам уверенно чувствовать себя после окончания университета и достичь успеха в профессиональной деятельности.
В. Б.: - Направление работы вузов по повышению квалификации и переподготовки в ближайшее время будет основным и, по всей видимости, с учетом отмены лицензирования и переходу к саморегулируемым организациям, внедрения двухуровневой системы высшего образования, и востребованным со стороны лиц, ранее закончивших вузы. Кто не сможет активно включиться в эту работу, тот может многое потерять.
И. Р.: - Смысл дополнительного образования предполагает дополнительную занятость, присвоение новой категории. Ведь на сегодня много специалистов, которые хотят повысить свой уровень квалификации.
И. Г.: - Время уходит, все меняется. Об этом говорит и тот факт, что за 10 лет изменились два закона о банкротстве и несостоятельности. И то, что раньше было методологией и инструментом, на сегодняшний день бессмысленно. Новое мышление, новый подход, новые требования законодательства. А потому присоединяюсь к словам Ленина: « Учиться, учиться и еще раз учиться!»
Михаил КОЛОТКИН, проректор по связям с общественностью СГГА:
- Консерватизм - это нормальная ситуация вузовского образования. Высшее образование - это тот минимум, без которого сейчас никак нельзя. К тому же в учреждении должны быть курсы повышении квалификации. Я хочу сказать, что в нашем вузе существует большой спектр дополнительных образовательных услуг, который мы предлагаем нашим студентам. Взять, к примеру, подготовку специалистов для кадастровых служб, или, допустим, со следующего года мы начнем готовить специалистов для управляющих компаний ЖКХ. Это тоже вызов времени, на который мы отвечаем.
С. Б.: - Государство вводит единое требование, пожалуй, к нему и нужно прислушиваться - чтобы все школьники были на равных. Если раньше ЕГЭ сдавали два обязательных, а один на выбор, то теперь обязательным предметом станет физика. Поскольку дети очень слабо учат эту науку. А следовательно, и сдать сей экзамен будет не так-то просто. Основная проблема с абитуриентами, чтобы они не получили двоек на ЕГЭ, потому что никто не сможет исправить ситуацию. Достоверность ЕГЭ и качество образования - это разные вещи. Нельзя определить полный уровень знаний человека по ЕГЭ. Если человек хорошо прошел проверку тестированием, нет никаких гарантий того, что он будет хорошо учиться.
«Качество решает все!»
- Насколько выработаны в российской системе высшего образования единые стандарты и критерии качества?
М. К.: - Критерии и качество оценки вуза зависят от набора разных категорий. Например, это контингент учащихся и руководителей, бренд или имидж вуза, его востребованность.
И. Г.: - С каждым годом информация то и дело обновляется, становится другой. Вместе с ней меняются и технологии. А потому стабильная переподготовка специалистов просто необходима. Это и будет говорить о качестве учебного учреждения.