НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  3858  3859  3860  3861  3862  3863  3864  3865  3866  3867  3868  3869  3870  3871  3872  3873  3874  3875 ...8525   (Дальше)

Диагностика в игровой форме

7 сентября 2017
Диагностика в игровой форме
Интернет издание "БЕЗФОРМАТА.RU"

На факультете психологии (ФП) НГПУ получили патент на новый метод выявления социального типа человека.

Группа преподавателей ФП НГПУ во главе с Юлией Михайловной Перевозкиной получила патент на метод изучения социализации человека. Путём расположения различных фигурок людей на цветных квадратах испытуемый показывает, какие персонажи ему нравятся, с кем из них он себя ассоциирует. Это позволяет не только диагностировать его социальные отношения, но и своевременно выявить у испытуемого психологические проблемы и отклонения в социализации.

Девиантное (отклоняющееся) поведение описывают через понятие «социальная роль», или «социальная функция личности». Например, играя в детстве в «Дочки-матери» мы переносим на себя характеристики, определяющие роль «родители». Наше повседневное поведение тоже связано с ролями, мы словно имеем набор масок – личных качеств и свойств, которые меняем в зависимости от ситуаций.

В соответствии с основными ролями, которые человек реализует на протяжении всей жизни, в методике представлены фигурки, названные ролевыми импозитами : мать, отец, старуха, старец, дева, герой, ведьма, трикстер и два ребенка. Они обозначены характеристиками в соответствии с образом и мифологическим мотивом. К примеру, фигурка «Герой» символизирует силу и храбрость, как принц в сказках.

Импозиты были разработаны при участии студентов НГПУ, которые рассказывали, какие черты характера присущи той или иной социальной роли. По этим описаниям десять фигурок были сделаны выпускницей института искусств (ИИ) НГПУ Миланой Филяновой, которая воплотила данные описания в фигуры. У испытуемых возникают различные ассоциации с ними: каждый по-своему наполняет этот образ, однако суть социальных типов остаётся прежней.

Импозиты следует расставлять на полях с цветными секторами: на четыре и девять цветов. Это важно для диагностики — цвет отражает потребности личности. На каждом цвете должна стоять только одна фигурка, так как такая композиция будет отражать связь ролевых импозитов с доминирующими потребностями.

Помимо цветов и самих импозитов, крайне важна последовательность и положение, по которым фигуры расставляются: порядок распределения показывает, на каком месте у человека стоит соответствующая социальная роль, а направление – позволяет говорить о созидательных или разрушительных отношениях с окружающим миром. Испытание разделено на пять этапов, пять сфер, на которые можно посмотреть с помощью этого метода: личностная, семейная, межличностная, интимно-сексуальная и профессиональная. Именно в этих пяти сферах происходит реализация жизненной модели человека.

Опробовать методику достаточно просто: она проходит быстро и в игровой форме — это позволяет меньше задумываться о том, что происходит диагностика. Как отмечают студенты, прошедшие диагностику, результаты рассказывают много нового. И если в дальнейшем ходить на консультации к психологу, то можно будет решить выявленные проблемы. Все участники сходятся во мнении, что методику стоит внедрять в массовое использование среди психологов.

Выгодная сторона метода состоит в том, что он происходит на бессознательном уровне и не требует никакой социальной оценки от человека.

София Березовская




источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  3858  3859  3860  3861  3862  3863  3864  3865  3866  3867  3868  3869  3870  3871  3872  3873  3874  3875 ...8525   (Дальше)