Журнал "Аккредитация в образовании"
Инклюзивное образование признается сегодня одним из современных вариантов организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации, выступления представителей гражданского общества, родительской общественности. Мы рассматриваем инклюзивное образование в широком контексте: как необходимое и неизбежное благо не только для особой группы обучающихся, но и для всех школьников, учителей, общеобразовательных учреждений и российского общества в целом, которое должно, наконец, начать совершать шаги «от культуры полезности к культуре достоинства».
В Новосибирской области инклюзивное образование является закономерным этапом в развитии системы образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здесь широко представлена сеть коррекционных школ для всех категорий детей (31), классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения (159), дошкольных образовательных учреждений компенсирующей и комбинированной направленности (297), а также созданы территориальные ПМПК (34), 6 муниципальных ППМС-центров и 1 региональный с 6 территориальными филиалами.
Они оказывают диагностическую, консультационную, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и научно-методическую – всем, кто работает с такими детьми непосредственно по месту их жительства (педагогам, психологам, логопедам и др.).
За последние годы усилиями специальных кафедр Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирского государственного педагогического университета подготовлены или прошли повышение квалификации специалисты системы сопровождения, учителя-дефектологи, специальные психологи.
В области работают уникальные площадки, осуществляющие практику инклюзивного образования (школа «Аврора», школа надомного обучения «Перспектива», абилитационный центр А. Бородина), активно действуют родительские ассоциации и общественные организации. Идею инклюзии и толерантного отношения к особенным детям поддерживают средства массовой информации.
Управленческая деятельность в последние годы направлена на создание всех необходимых специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья непо средственно по месту их проживания. За 2010-2011 годы около 400 учебных заведений сельских территорий получили лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам. Особо важное событие произошло в 2010 году, когда Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области утвердило ведомственную целевую программу «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2011-2013 годы», предусматривающую создание разнообразных условий для доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Совершенно новым этапом в развитии системы инклюзивного образования является запуск регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», стартовавшего 1 сентября 2011 года. Проект рассчитан на добровольное участие тех общеобразовательных школ, в которых уже обучаются дети с ОВЗ в условиях массового класса. Эти учреждения прошли строгий конкурсный отбор, направленный на выявление готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Для участников проекта установлено особое финансирование, зависящее от количества инклюзированных детей и нацеленное как на повышение оплаты труда педагогических работников, так и на развитие материально-технической и программно-методической базы учебных заведений. Победителями стали 35 общеобразовательных школ: 26 – сельских и 9 – из мегаполиса. Предполагаемый результат проекта – создание сообщества инклюзивных школ, объединенных ценностно-смысловыми основами деятельности, обменивающихся нормативно-правовыми, программно-методическими, психологическими, технологическими ресурсами. Планируется, что к 2013 году опыт инновационных площадок будет обобщен, систематизирован и распространен: сначала на уровне муниципалитета, а затем и на областном. Региональным оператором проекта утвержден Новосибирский областной центр диагностики и консультирования, который имеет семилетний опыт работы в сфере реализации инклюзивного образования. В качестве партнеров выступают Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) и Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Одна из главных проблем развития системы инклюзивного образования – подготовка профессиональных кадров. Сейчас педагог, не имеющий в арсенале методических и дидактических разработок, технологий, адекватных задачам инклюзивного обучения, либо руководствуется профессиональной интуицией, либо ищет оптимальные способы работы с особыми учащимися опытным путем.
В сентябре 2011 года НГПУ впервые начал подготовку бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». При разработке учебного плана особое внимание уделено вариативной части, отражающей специфику инклюзивного образования и включающей такие учебные дисциплины, как:
Планируемые результаты обучения по профилю «Инклюзивное образование» ориентированы на то, что бакалавр сможет вести работу по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа отклонений и психологическое обследование детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста; проводить занятия с обучающимися по коррекционным программам; работать с педагогами и родителями с целью организации эффективного взаимодействия и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях и в семье. Выпускники смогут работать в качестве педагога-психолога в ДОУ, осуществляющем инклюзивное образование; воспитателя инклюзивной группы в обычном ДОУ; учителя начальных классов, реализующего инклюзивное образование; педагога-психолога в инклюзивной школе; тьютора, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; ассистента учителя в инклюзивном классе; педагога-психолога в центре диагностики и консультирования; психолога в психологических центрах и т.п.
Введению нового профиля обучения предшествовала большая организационная работа. Сейчас кафедра психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук НГПУ (ИЕСЭН НГПУ) располагает необходимыми кадровыми и научно-методическими ресурсами для подготовки бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» (направление «Психолого-педагогическое образование»), а в перспективе и магистров.
В январе 2010 года на базе кафедры решением ученого совета института создан научно-образовательный центр «Инклюзивное образование», который установил сотрудничество и конструктивное взаимодействие с авторитетными образовательными учреждениями. В столице это Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, в Новосибирске – Областной центр диагностики и консультирования, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов (ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования»), НОУ «Школа «Аврора».
На базе центра разрабатывается научно-методическое сопровождение системы инклюзивного образования Новосибирской области по широкому спектру направлений (проводятся научно-практические конференции различного уровня, научные семинары, диссертационные исследования). Представители центра участвуют в работе совета по делам инвалидов при губернаторе.
С декабря 2009 года по настоящее время реализуется проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области», предполагающий создание ресурсного центра дистанционного обучения на базе областного центра образования. В 2010 и 2011 годах НГПУ на конкурсной основе выиграл грант и заключил государственные контракты на оказание услуг информационно-методического характера участникам этого проекта. Исполнителями контракта являются кафедра психологии и педагогики ИЕСЭН и центр дополнительного образования института открытого дистанционного образования НГПУ.
В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников и тьюторов по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в очной и дистанционной формах с использованием Интернет-технологий». Ее объем составил 144 часа, срок обучения – 2 месяца. Кроме того, производилась подготовка родителей и детей по программе «Использование информационно-образовательной среды и оборудования для обучения с применением дистанционных образовательных технологий» (40 часов). За два года обучили 250 сетевых учителей, 265 семей и 100 тьюторов. В целом удалось создать действующую «дистанционную школу» для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Первые выпускники этой школы сейчас стали студентами НГПУ. Далее предполагается обучение студентов вуза технологиям работы в системе инклюзивного образования, в том числе с использованием электронного обучения.
Основные проблемы обучения бакалавров, которым предстоит работать в среде инклюзии, связаны с их теоретической подготовкой, так как многие включенные в учебный план курсы представляют собой инновационные интеллектуальные продукты, которые еще только предстоит разработать. Решение этих проблем лежит в организационной плоскости. Нужно объединить усилия профессионалов в области психолого-педагогического образования, например, на базе учебно-методических объединений. И такая работа уже начата УМО по психолого-педагогическому образованию, созданному на базе Московского городского психолого-педагогического университета, что совершенно логично, потому что специалисты этого вуза являются разработчиками стандартов данного направления. В НГПУ уже создан и успешно функционирует учебно-методический совет, входящий в состав УМО при Московском городском психолого-педагогическом университете. Несомненно, объединение усилий вузов России позволит решить задачи развития инклюзивного образования, что является важной частью всей образовательной политики нашего государства.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Инклюзивное образование признается сегодня одним из современных вариантов организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации, выступления представителей гражданского общества, родительской общественности. Мы рассматриваем инклюзивное образование в широком контексте: как необходимое и неизбежное благо не только для особой группы обучающихся, но и для всех школьников, учителей, общеобразовательных учреждений и российского общества в целом, которое должно, наконец, начать совершать шаги «от культуры полезности к культуре достоинства».
В Новосибирской области инклюзивное образование является закономерным этапом в развитии системы образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здесь широко представлена сеть коррекционных школ для всех категорий детей (31), классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения (159), дошкольных образовательных учреждений компенсирующей и комбинированной направленности (297), а также созданы территориальные ПМПК (34), 6 муниципальных ППМС-центров и 1 региональный с 6 территориальными филиалами.
Они оказывают диагностическую, консультационную, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и научно-методическую – всем, кто работает с такими детьми непосредственно по месту их жительства (педагогам, психологам, логопедам и др.).
За последние годы усилиями специальных кафедр Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирского государственного педагогического университета подготовлены или прошли повышение квалификации специалисты системы сопровождения, учителя-дефектологи, специальные психологи.
В области работают уникальные площадки, осуществляющие практику инклюзивного образования (школа «Аврора», школа надомного обучения «Перспектива», абилитационный центр А. Бородина), активно действуют родительские ассоциации и общественные организации. Идею инклюзии и толерантного отношения к особенным детям поддерживают средства массовой информации.
Управленческая деятельность в последние годы направлена на создание всех необходимых специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья непо средственно по месту их проживания. За 2010-2011 годы около 400 учебных заведений сельских территорий получили лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам. Особо важное событие произошло в 2010 году, когда Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области утвердило ведомственную целевую программу «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2011-2013 годы», предусматривающую создание разнообразных условий для доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Совершенно новым этапом в развитии системы инклюзивного образования является запуск регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», стартовавшего 1 сентября 2011 года. Проект рассчитан на добровольное участие тех общеобразовательных школ, в которых уже обучаются дети с ОВЗ в условиях массового класса. Эти учреждения прошли строгий конкурсный отбор, направленный на выявление готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Для участников проекта установлено особое финансирование, зависящее от количества инклюзированных детей и нацеленное как на повышение оплаты труда педагогических работников, так и на развитие материально-технической и программно-методической базы учебных заведений. Победителями стали 35 общеобразовательных школ: 26 – сельских и 9 – из мегаполиса. Предполагаемый результат проекта – создание сообщества инклюзивных школ, объединенных ценностно-смысловыми основами деятельности, обменивающихся нормативно-правовыми, программно-методическими, психологическими, технологическими ресурсами. Планируется, что к 2013 году опыт инновационных площадок будет обобщен, систематизирован и распространен: сначала на уровне муниципалитета, а затем и на областном. Региональным оператором проекта утвержден Новосибирский областной центр диагностики и консультирования, который имеет семилетний опыт работы в сфере реализации инклюзивного образования. В качестве партнеров выступают Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) и Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Одна из главных проблем развития системы инклюзивного образования – подготовка профессиональных кадров. Сейчас педагог, не имеющий в арсенале методических и дидактических разработок, технологий, адекватных задачам инклюзивного обучения, либо руководствуется профессиональной интуицией, либо ищет оптимальные способы работы с особыми учащимися опытным путем.
В сентябре 2011 года НГПУ впервые начал подготовку бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». При разработке учебного плана особое внимание уделено вариативной части, отражающей специфику инклюзивного образования и включающей такие учебные дисциплины, как:
- философия и модели организации инклюзивного образования;
- основы абилитации и реабилитации детей и подростков;
- организация деятельности консилиума образовательного учреждения;
- особенности и формы взаимодействия с семьей и ребенком с ОВЗ;
- нейропсихологический подход к индивидуальноориентированному коррекционно-развивающему (инклюзивному) обучению;
- содержание и организация развивающей работы с детьми с ОВЗ;
- 8 дисциплин по выбору студента.
Планируемые результаты обучения по профилю «Инклюзивное образование» ориентированы на то, что бакалавр сможет вести работу по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа отклонений и психологическое обследование детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста; проводить занятия с обучающимися по коррекционным программам; работать с педагогами и родителями с целью организации эффективного взаимодействия и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях и в семье. Выпускники смогут работать в качестве педагога-психолога в ДОУ, осуществляющем инклюзивное образование; воспитателя инклюзивной группы в обычном ДОУ; учителя начальных классов, реализующего инклюзивное образование; педагога-психолога в инклюзивной школе; тьютора, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; ассистента учителя в инклюзивном классе; педагога-психолога в центре диагностики и консультирования; психолога в психологических центрах и т.п.
Введению нового профиля обучения предшествовала большая организационная работа. Сейчас кафедра психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук НГПУ (ИЕСЭН НГПУ) располагает необходимыми кадровыми и научно-методическими ресурсами для подготовки бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» (направление «Психолого-педагогическое образование»), а в перспективе и магистров.
В январе 2010 года на базе кафедры решением ученого совета института создан научно-образовательный центр «Инклюзивное образование», который установил сотрудничество и конструктивное взаимодействие с авторитетными образовательными учреждениями. В столице это Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, в Новосибирске – Областной центр диагностики и консультирования, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов (ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования»), НОУ «Школа «Аврора».
На базе центра разрабатывается научно-методическое сопровождение системы инклюзивного образования Новосибирской области по широкому спектру направлений (проводятся научно-практические конференции различного уровня, научные семинары, диссертационные исследования). Представители центра участвуют в работе совета по делам инвалидов при губернаторе.
С декабря 2009 года по настоящее время реализуется проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области», предполагающий создание ресурсного центра дистанционного обучения на базе областного центра образования. В 2010 и 2011 годах НГПУ на конкурсной основе выиграл грант и заключил государственные контракты на оказание услуг информационно-методического характера участникам этого проекта. Исполнителями контракта являются кафедра психологии и педагогики ИЕСЭН и центр дополнительного образования института открытого дистанционного образования НГПУ.
В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников и тьюторов по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в очной и дистанционной формах с использованием Интернет-технологий». Ее объем составил 144 часа, срок обучения – 2 месяца. Кроме того, производилась подготовка родителей и детей по программе «Использование информационно-образовательной среды и оборудования для обучения с применением дистанционных образовательных технологий» (40 часов). За два года обучили 250 сетевых учителей, 265 семей и 100 тьюторов. В целом удалось создать действующую «дистанционную школу» для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Первые выпускники этой школы сейчас стали студентами НГПУ. Далее предполагается обучение студентов вуза технологиям работы в системе инклюзивного образования, в том числе с использованием электронного обучения.
Основные проблемы обучения бакалавров, которым предстоит работать в среде инклюзии, связаны с их теоретической подготовкой, так как многие включенные в учебный план курсы представляют собой инновационные интеллектуальные продукты, которые еще только предстоит разработать. Решение этих проблем лежит в организационной плоскости. Нужно объединить усилия профессионалов в области психолого-педагогического образования, например, на базе учебно-методических объединений. И такая работа уже начата УМО по психолого-педагогическому образованию, созданному на базе Московского городского психолого-педагогического университета, что совершенно логично, потому что специалисты этого вуза являются разработчиками стандартов данного направления. В НГПУ уже создан и успешно функционирует учебно-методический совет, входящий в состав УМО при Московском городском психолого-педагогическом университете. Несомненно, объединение усилий вузов России позволит решить задачи развития инклюзивного образования, что является важной частью всей образовательной политики нашего государства.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
- В 2008 году 2 штатных сотрудника кафедры педагогики и психологии ИЕСЭН НГПУ прошли курсы профессиональной переподготовки по специальной психологии в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (с выдачей диплома).
- Все штатные сотрудники кафедры педагогики и психологии прошли двухгодичные курсы повышения квалификации по программе «Аномалии развития личности» (с выдачей сертификатов).
- В 2009 году 3 сотрудника кафедры прошли курсы повышения квалификации «Психологическое сопровождение инклюзивного образования». Обучение вели М.М. Семаго, руководитель научной группы по разработке УМК «Психология и педагогика инклюзивного образования» Московского городского психолого-педагогического университета, и Н.Я. Семаго, руководитель Московского ресурсного центра инклюзивного образования (с выдачей удостоверения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва).
- В 2010 году все штатные сотрудники кафедры прошли курсы повышения квалификации «Определение условий и особенностей разработки образовательного маршрута для различных категорий детей с ОВЗ» (с выдачей удостоверения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва.