9:00
Я работаю с 14 лет, бывал на самых разных собеседованиях, но в таких, как в компании "Розничная сеть МТС", раньше не участвовал. Это групповое собеседование, в нем принимают участие около тридцати человек. Собеседование проходит в несколько этапов: каждый участник рассказывает о себе, а потом кандидаты тянут карточки с названием товара, который должны предложить аудитории так, чтобы присутствующие захотели купить его. Рассказывать о себе, а потом убеждать приобрести нечто (мне, например, выпало продавать аквариум), приходится сразу тридцати потенциальным коллегам. Это заставляет поволноваться, но и придает некий драйв.
11:00
Собеседование пройдено, теперь предстоит пройти серьезное обучение в Учебном центре компании. Нам рассказывали о техниках продаж, о программе 1С, об особенностях предлагаемых услуг и товаров, о ценностях компании и корпоративной культуре. Далее предстоит стажироваться в настоящем салоне МТС. Теперь надо продавать уже не воображаемые аквариумы, а настоящие услуги компании, мобильные телефоны и аксессуары. И, кстати, получать настоящую зарплату. А это Алина, мой наставник на время стажировки. Алина знает о работе консультанта всё! И спрашивает, соответственно, тоже всё: она сразу выдала мне огромную папку материалов, которые я должен изучить и после сдать экзамен. Необходимо выучить все и быть готовым отвечать и на вопросы о количестве пикселей в камере той или иной модели телефона, и о системе поощрения в компании.
13:00
Вот мое новое рабочее место, мои новые коллеги и, уверен, новые перспективы. Последний пункт не вызывает сомнений: моему руководителю Семену всего 25 лет, 2 года назад он, так же как и я, пришел в Розничную сеть МТС стажером, а сейчас он уже менеджер одного из самых крупных офисов продаж МТС в Новосибирске. Это вызывает уважение и у меня появляются определенные амбиции. Если компания готова растить своих сотрудников, то почему бы мне не оказаться в числе молодых-перспективных? Тем более, что жизнь в Розничной сети МТС не ограничивается только работой: в компании развитая корпоративная культура, поэтому сотрудники часто общаются и в неофициальной обстановке – на конференциях и корпоративных праздниках. Очевидно, работа в такой компании будет динамичной и интересной.
14:00
Несмотря на сумасшедший ритм и большой поток покупателей, коллеги очень приветливо отвечали на все мои вопросы и подсказывали, когда у меня возникали какие-то трудности. То, что работать предстоит среди профессиональных и энергичных консультантов, от которых нельзя отставать, стало понятно очень быстро. Например, Михаил, один из самых молодых сотрудников офиса, так увлеченно объяснял мне некоторые особенности новой модели телефона, что я захотел приобрести именно такой. Вот это и называется талант!
14:30
Сотрудник офиса продаж должен не только продавать, но и консультировать - на то он и продавец-консультант. Например, эта милая девушка собирается в отпуск, ей нужно подключить роуминг. Это несложно, но пока меня страхует более опытный коллега. Когда клиент приходит в полном отчаянии от того, что у него «не работает вот эта штучка, по которой музыку передают с телефона на телефон» или в возмущении, что у него «баланс уходит непонятно куда!», консультант должен ответить на любой вопрос максимально быстро и доступно – это показатель профессионализма.
15:00
Кроме заработной платы в компании существует дополнительные мотивационные программы, участвуя в которых можно хорошо зарабатывать. Например, сейчас МТС проводит акцию: при покупке USB-модема два месяца Интернета в подарок. Выполнив «план по модемам», можно получить очень хорошую премию. Картонный фирменный олень-модем, конечно, очень красноречив, но задача консультанта - донести информацию об акции до клиента ненавязчиво, понятно и привлекательно.
16:00
Это мой первый покупатель. Признаюсь, работать с ним было довольно просто. Очень рассудительный молодой человек, четко знал, что хочет, выбирал между двумя моделями и нуждался только в небольшой консультации. Пять минут - и мы оформляем покупку. Но клиенты бывают разные, к каждому из них нужно найти подход. Кто-то покупает телефон в подарок девушке, и прежде чем предложить ему модель, надо узнать о девушке поподробнее. Третьей приходит пожилая женщина, которой нужен телефон с «крупными кнопками». Талант консультанта в том, чтобы с каждым поговорить на его языке и предложить лучшее решение. Ну и конечно, сохранять серьезное лицо, когда клиент просит подключить мониторинг вместо роуминга.
19:00
В конце рабочего дня Семён вызвал меня для небольшой беседы. Спросил о том, какие возникали сложности, нужна ли мне помощь и как я ощущаю себя на новом месте. Приятно то, что в этой беседе не было формальных вопросов и ощущения натянутости. Мой руководитель искренне заинтересован в том, чтобы мне было комфортно, чтобы у меня сложились отношения с коллективом – от этого напрямую зависит эффективность работы всей команды. Я был предельно честен и без стеснения рассказал о впечатлениях, тем более, они были самыми позитивными. Конечно, физическая усталость дала о себе знать, но эмоции были только положительными. Семён заметил, что в течение дня у меня возникали небольшие проблемы со знанием тарифных планов и дал для изучения несколько информационных брошюр. И напомнил, что он всегда готов подсказать и помочь, как и все остальные коллеги.
Это был мой первый опыт работы в продажах, и, к моему большому удивлению, он оказался успешным. Думаю, секрет успеха складывается из нескольких составляющих. Во-первых, компания предлагает очень серьезный курс обучения и стажировку. За это время можно точно понять, насколько эта работа подходит тебе – многие кандидаты отсеиваются еще в процессе обучения. Во-вторых, у меня замечательные коллеги, на которых хочется равняться, которые готовы помогать и поддерживать. Ну и, конечно, работа с людьми – это то, что мне действительно подходит. Я не устаю от постоянного общения, мне нравится помогать, предлагать людям оптимальное решение. Наверное, поэтому с первого дня в "Розничной сети МТС" у меня появилось ощущение, что я на своем месте, что в этой компании я готов расти и развиваться.