Новосибирская областная газета "Советская Сибирь"
Вопросы подготовки медийных кадров для работы с научным сообществом стоят крайне остро.
Научная журналистика упустила свои шансы, не поспевая за быстрыми изменениями в науке и обществе, в итоге ее место заняли другие средства информации — альтернативные. Люди удовлетворяют свой интерес к науке через интернет, блоги, частные СМИ, которые выпускаются группами с определенными интересами, а потому вряд ли могут претендовать на объективность. Это заставляет задуматься над будущим научной журналистики, надо что-то менять.
Границы восприятия проблем
Как, не поддаваясь давлению со стороны научного сообщества, рекламных компаний, бизнеса и пресс-служб, сохранить объективность и все те нормы, которые присущи журналистике в целом? Как взрастить квалифицированные журналистские кадры? Какой тип журналистов требуется для научного пространства? Эти проблемы обсуждали в начале ноября на видеоконференции, проходившей в актовом зале ИФМИПа «Журналистика и наука: актуальные проблемы взаимодействия медийного и научного сообществ». В мероприятии участвовали представители российских и зарубежных средств массовой информации, представители научного сообщества г. Новосибирска.
Впервые отделение журналистики организовало телемост с представителями СМИ из других стран. В качестве экспертов выступили тележурналист г. Назарета Дмитрий Зозуля и корреспондент газеты Daily Express (Лондон) Светлана Скарбо, техническую поддержку обеспечили сотрудники Института открытого и дистанционного образования НГПУ.
Участники конференции отметили, что область приложения научной журналистики понимается крайне ограниченно: как правило, такие жанры, как рассказ о научном открытии, интервью с ученым по актуальным научным проблемам, анализ какой-то научной проблемы, дискуссии, репортаж с конференции. В сущности, научная журналистика занимается переложением некой идеи с научного языка на обыденный, общедоступный язык. Журналист выступает как переводчик, транслятор, если хотите, информации от ученого к публике.
Вообще, как это ни парадоксально звучит, но, может быть, высшая похвала научного журналиста, когда читатель ему говорит: «Прочитал твою статью. Ничего не понял! Но оторваться не мог!»
Выход есть: нужно дополнительное обучение
Актуальная тема, породившая бурные дебаты, естественно вышла за временные рамки мероприятия. Все стороны-участники прекрасно понимают, что множество людей и целые народы сегодня зависят от достижений науки и техники, которые помогают улучшить здоровье, экономику и поднять в целом качество жизни.
Возможно, спасение — в применении жанровой палитры. Хороший литературный стиль таит в себе неисчерпаемые возможности. Различные литературные техники расширяют функции рассказа. С их помощью можно не только оповещать и образовывать, но и развлекать людей, одновременно разъясняя научные теории и показывая сложный, полный нюансов портрет ученых.
Как отмечают многие критики, качественную научную журналистику можно встретить все реже, в СМИ преобладает создание упрощенных, банальных и нарочито сенсационных новостей.
Возникает ощущение, что научная журналистика превратилась исключительно в поставщика сенсаций, вместо того чтобы вдумчиво информировать публику о возможностях новых технологий и предупреждать о возможных последствиях, естественно вникая во все детали научной работы.
Но этому нужно учить. Преподавание научной журналистики — важная, если так можно сказать, «профессию образующая» деятельность. Нет обучения, нет профессионалов. Уровня курсов и спецкурсов для развития научной журналистики в России, уже явно не хватает.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Нина ПАШКОВА, шеф-редактор портала «Сибкрай»:
— Наша журналистика росла параллельно со становлением Академгородка. Это привело к масштабному соотношению науки и журналистики в нашем регионе. Некоторое время назад в обществе полностью отсутствовал интерес к научному сообществу в целом. Наших граждан интересовали, безусловно, жизненные ситуации: экономические и политические коллизии, войны, обвалы валюты, катастрофы. Сегодня ситуация кардинально меняется: интерес к науке вспыхнул с новой силой. В нашем городе рождаются сенсации мирового масштаба, и материалы по этой тематике, будут интересны и полезны огромному количеству людей, даже если они напрямую не имеют отношения к научному пространству.
Аркадий ПАЗОВСКИЙ, кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета, директор АНО «Сибирский институт защиты гласности»:
— Подготовка квалифицированных журналистских кадров для работы с научным сообществом в последнее время стоит крайне остро. Рассмотрение научных идей и их практического применения в обыденной жизни имеет определенную подоплеку. На мой взгляд, стоит организовывать постоянно действующие открытые круглые столы, используя, к примеру, площадку ГПНТБ. Особенно полезно это будет для студентов, ведь необходимо подготавливать компетентные кадры для освещения научной тематики в СМИ.
Елена ЕВДОКИМОВА, заведующая кафедрой журналистики, доцент института филологии, массовой информации и психологии ГОУ ВПО НГПУ:
— Необходимо целенаправленно вести подготовку журналистов, способных писать на научные темы, в частности, это можно будет осуществить в курсе спецдисциплин бакалавриата и магистратуры в нашем вузе.
Вопросы подготовки медийных кадров для работы с научным сообществом стоят крайне остро.
Научная журналистика упустила свои шансы, не поспевая за быстрыми изменениями в науке и обществе, в итоге ее место заняли другие средства информации — альтернативные. Люди удовлетворяют свой интерес к науке через интернет, блоги, частные СМИ, которые выпускаются группами с определенными интересами, а потому вряд ли могут претендовать на объективность. Это заставляет задуматься над будущим научной журналистики, надо что-то менять.
Границы восприятия проблем
Как, не поддаваясь давлению со стороны научного сообщества, рекламных компаний, бизнеса и пресс-служб, сохранить объективность и все те нормы, которые присущи журналистике в целом? Как взрастить квалифицированные журналистские кадры? Какой тип журналистов требуется для научного пространства? Эти проблемы обсуждали в начале ноября на видеоконференции, проходившей в актовом зале ИФМИПа «Журналистика и наука: актуальные проблемы взаимодействия медийного и научного сообществ». В мероприятии участвовали представители российских и зарубежных средств массовой информации, представители научного сообщества г. Новосибирска.
Впервые отделение журналистики организовало телемост с представителями СМИ из других стран. В качестве экспертов выступили тележурналист г. Назарета Дмитрий Зозуля и корреспондент газеты Daily Express (Лондон) Светлана Скарбо, техническую поддержку обеспечили сотрудники Института открытого и дистанционного образования НГПУ.
Участники конференции отметили, что область приложения научной журналистики понимается крайне ограниченно: как правило, такие жанры, как рассказ о научном открытии, интервью с ученым по актуальным научным проблемам, анализ какой-то научной проблемы, дискуссии, репортаж с конференции. В сущности, научная журналистика занимается переложением некой идеи с научного языка на обыденный, общедоступный язык. Журналист выступает как переводчик, транслятор, если хотите, информации от ученого к публике.
Вообще, как это ни парадоксально звучит, но, может быть, высшая похвала научного журналиста, когда читатель ему говорит: «Прочитал твою статью. Ничего не понял! Но оторваться не мог!»
Выход есть: нужно дополнительное обучение
Актуальная тема, породившая бурные дебаты, естественно вышла за временные рамки мероприятия. Все стороны-участники прекрасно понимают, что множество людей и целые народы сегодня зависят от достижений науки и техники, которые помогают улучшить здоровье, экономику и поднять в целом качество жизни.
Возможно, спасение — в применении жанровой палитры. Хороший литературный стиль таит в себе неисчерпаемые возможности. Различные литературные техники расширяют функции рассказа. С их помощью можно не только оповещать и образовывать, но и развлекать людей, одновременно разъясняя научные теории и показывая сложный, полный нюансов портрет ученых.
Как отмечают многие критики, качественную научную журналистику можно встретить все реже, в СМИ преобладает создание упрощенных, банальных и нарочито сенсационных новостей.
Возникает ощущение, что научная журналистика превратилась исключительно в поставщика сенсаций, вместо того чтобы вдумчиво информировать публику о возможностях новых технологий и предупреждать о возможных последствиях, естественно вникая во все детали научной работы.
Но этому нужно учить. Преподавание научной журналистики — важная, если так можно сказать, «профессию образующая» деятельность. Нет обучения, нет профессионалов. Уровня курсов и спецкурсов для развития научной журналистики в России, уже явно не хватает.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Нина ПАШКОВА, шеф-редактор портала «Сибкрай»:
— Наша журналистика росла параллельно со становлением Академгородка. Это привело к масштабному соотношению науки и журналистики в нашем регионе. Некоторое время назад в обществе полностью отсутствовал интерес к научному сообществу в целом. Наших граждан интересовали, безусловно, жизненные ситуации: экономические и политические коллизии, войны, обвалы валюты, катастрофы. Сегодня ситуация кардинально меняется: интерес к науке вспыхнул с новой силой. В нашем городе рождаются сенсации мирового масштаба, и материалы по этой тематике, будут интересны и полезны огромному количеству людей, даже если они напрямую не имеют отношения к научному пространству.
Аркадий ПАЗОВСКИЙ, кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета, директор АНО «Сибирский институт защиты гласности»:
— Подготовка квалифицированных журналистских кадров для работы с научным сообществом в последнее время стоит крайне остро. Рассмотрение научных идей и их практического применения в обыденной жизни имеет определенную подоплеку. На мой взгляд, стоит организовывать постоянно действующие открытые круглые столы, используя, к примеру, площадку ГПНТБ. Особенно полезно это будет для студентов, ведь необходимо подготавливать компетентные кадры для освещения научной тематики в СМИ.
Елена ЕВДОКИМОВА, заведующая кафедрой журналистики, доцент института филологии, массовой информации и психологии ГОУ ВПО НГПУ:
— Необходимо целенаправленно вести подготовку журналистов, способных писать на научные темы, в частности, это можно будет осуществить в курсе спецдисциплин бакалавриата и магистратуры в нашем вузе.