В Новосибирске уже полтора года существует научное кафе «Эврика», которое как и «Полит.ру» занимается организацией публичных мероприятий просветительской направленности. Его организаторами стали общественный фонд «Академгородок» и арт-клуб «НИИ КуДА». О научном кафе, о лекциях и перспективах в интервью Юлии Черной рассказал куратор проекта Александр Дубынин.
Что такое «научное кафе» и зачем оно вообще нужно?
За рубежом science-cafe – это чаще всего лекция и вопросы аудитории. Мы пошли несколько дальше. Во-первых, нам хотелось вовлечь слушателей в мыслительный процесс более глубокий, чем обычное «ой, как интересно, а я не знал». Так появилась викторина от лектора. Во-вторых, хотелось какого-то эмоционального интерактива – так появились игры, самая сложная в придумывании, но и самая благодарная часть лекции. В-третьих, хотелось какой-то смены деятельности. Так появилась видео-часть: небольшой отрывок научно-популярного, а порой и откровенно «голливудского» фильма, которую комментирует лектор.
Кроме того, с середины прошлого сезона мы совместно с нашими партнерами, Институтом открытого дистанционного образования Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) стали снимать профессиональные записи лекций. А в этом сезоне книжная лавка «Энгельс и Каутский» в рамках кафе будут анонсировать новые научно-популярные книги.
Зачем нужно – вопрос сложный. Есть в английском языке такое понятие как science communication. В России этой сферы, как осознаваемой и четко очерченной деятельности, по сути, нет. А она должна быть, так как задачи науки должны быть понятны людям. Даже те немногие проекты, что у нас есть, например, научные музеи, работают устаревшими методами – предпочитая одностороннее «вещание». При этом в мире наработано множество интереснейших методик вовлечения слушателя. Все наши интерактивные составляющие – это просто включение человека в процесс познания.
Новинка второго сезона – обзоры научно-популярных изданий от книжной лавки «Энгельс и Каутский». Егор Михайлов представляет лучшие книжки по физике. Фото Сергея Ковалева.
Формат кафе для российского ученого очень необычен. Как реагируют лекторы на то, что слушатели во время лекции ужинают, а в лекцию еще и придется включить игру и викторину?
Скажем честно, по-разному. Но я заметил интересную закономерность, опыт работы заграницей и выступлений перед детьми действует на лекторов положительно: у них необычный формат не вызывает никаких проблем. Более того, у многих появляется даже спортивный интерес: «смогу зажечь зал или нет». Более академичные эксперты соглашаются на эксперимент с большой осторожностью, но в результате остаются довольны. Аудитория у нас очень благожелательна. А то, что слушатели при этом пьют и едят, на мой взгляд, не очень страшно – ну, рассказываем же мы о работе на кухне, иногда даже серьезные научные проблемы там обсуждаем. Более того, в таком формате есть небольшая хитрость, ведь когда мы утоляем голод и получаем от этого удовольствие, мы более открыты, более благожелательны, да и обстановка при этом автоматически становится менее формальной.
Каков состав аудитории?
Когда мы в прошлом сезоне провели анкетирование, средний возраст слушателей оказался 28 лет, мужчин и женщин было примерно поровну. Но это средний показатель, вообще же слушатели что называется «от 8 до 88». Причем детские наивные вопросы зачастую оказываются очень глубокими и интересными, и лекторам порой очень непросто ответить на них.
- Вспомните, самого необычного зрителя.
- Ну, наверное, можно вспомнить компанию парней, на мой взгляд, достаточно далеких от науки, которая явно просто зашла попить пиво и, случайно, попала на лекцию. Надо признаться, что сначала они довольно громко и бурно праздновали, а потом, неожиданно для нас, втянулись. В викторине участвовали с большим азартом и долго восхищались лектором. Так что случайных зрителей у нас не бывает: темы интересные и рассказываются так, что захватывают всех.
Формат «Эврики»: «чтобы было понятно всем людям – от 8 до 88». Средний возраст аудитории научного кафе - 28 лет. Фото Сергея Ковалева.
Лекция и вопросы из зала – это устоявшийся формат. Не могли бы вы привести примеры удачных вопросов для викторины?
Удачных было много. Скажем Дмитрий Жарков, доктор биологических наук, знаток клуба «Что? Где? Когда?», именно из этой игры свои вопросы позаимствовал. Пожалуй, самый бурно обсуждаемый вопрос был придуман доктором геологических наук Иваном Кулаковым: «Если на дно океана положить свинцовый куб объемом кубический километр, что произойдет с поверхностью океана над ним: выгнется или прогнется?».
Кто и как разрабатывает игры к лекции?
Игры очень непросты в придумывании. Ведь игра должна быть не только интерактивной и увлекательной, но и иллюстрировать материал лекции. К самым удачным я бы отнес игру-опыт профессора Новосибирского госуниверситета Евгения Афонасина. Он предложил слушателям попробовать создать какие-то невероятные сооружения из вилок и ножей, держащиеся на зубочистке в винной бутылке. Особый восторг у зала вызвала конструкция, которую сам лектор дома устойчивой сделать так и не смог, а паре столиков в зале это удалось.
Очень показательна была игра про борьбу за ресурсы на лекции профессора НГУ (ред. автора книги «Кошки и гены», лауреата спецприза Клуба научных журналистов премии «Просветитель» 2010 года) Павла Бородина. Зрителям предложили с помощью разных столовых инструментов («биологические виды») – ложек, вилок, ножей, китайских палочек – побороться за «ресурсы», то есть макароны, горох, рис и т.д., смешанных в тарелках. Выиграл стол с не самым удобным инструментом – ножами, но сумевший скооперироваться. Кооперация действительно дает преимущество виду при выживании!
Были ли провальные лекции?
Наверное, в некотором смысле были. Но по независящим от нас и эксперта обстоятельствам. Например, больше 40 градусов мороза…. Причем эти лекции имеют больше просмотров в интернете (мы выставляем онлайн трансляцию). С лектором же мы ни разу не ошиблись.
Как вы вообще выбираете лекторов?
В первую очередь по рекомендациям. Мы спрашиваем очень много людей, на наш взгляд адекватных и вызывающих доверие – у журналистов, педагогов, ученых, студентов. Если в этом своеобразном рейтинге сразу у нескольких человек наш потенциальный эксперт занял первое место, значит с ним можно и нужно говорить.
У вас прошло более 20 лекций. Можно ли сказать, что проект успешен?
Думаю, можно. Критерии у меня просты. Во-первых, люди эти встречи ждут. Во-вторых, есть положительная обратная связь. Например, все эксперты, с которыми мы работали, настроены очень благожелательно и готовы выступать в
Что такое «научное кафе» и зачем оно вообще нужно?
За рубежом science-cafe – это чаще всего лекция и вопросы аудитории. Мы пошли несколько дальше. Во-первых, нам хотелось вовлечь слушателей в мыслительный процесс более глубокий, чем обычное «ой, как интересно, а я не знал». Так появилась викторина от лектора. Во-вторых, хотелось какого-то эмоционального интерактива – так появились игры, самая сложная в придумывании, но и самая благодарная часть лекции. В-третьих, хотелось какой-то смены деятельности. Так появилась видео-часть: небольшой отрывок научно-популярного, а порой и откровенно «голливудского» фильма, которую комментирует лектор.
Кроме того, с середины прошлого сезона мы совместно с нашими партнерами, Институтом открытого дистанционного образования Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) стали снимать профессиональные записи лекций. А в этом сезоне книжная лавка «Энгельс и Каутский» в рамках кафе будут анонсировать новые научно-популярные книги.
Зачем нужно – вопрос сложный. Есть в английском языке такое понятие как science communication. В России этой сферы, как осознаваемой и четко очерченной деятельности, по сути, нет. А она должна быть, так как задачи науки должны быть понятны людям. Даже те немногие проекты, что у нас есть, например, научные музеи, работают устаревшими методами – предпочитая одностороннее «вещание». При этом в мире наработано множество интереснейших методик вовлечения слушателя. Все наши интерактивные составляющие – это просто включение человека в процесс познания.
Новинка второго сезона – обзоры научно-популярных изданий от книжной лавки «Энгельс и Каутский». Егор Михайлов представляет лучшие книжки по физике. Фото Сергея Ковалева.
Формат кафе для российского ученого очень необычен. Как реагируют лекторы на то, что слушатели во время лекции ужинают, а в лекцию еще и придется включить игру и викторину?
Скажем честно, по-разному. Но я заметил интересную закономерность, опыт работы заграницей и выступлений перед детьми действует на лекторов положительно: у них необычный формат не вызывает никаких проблем. Более того, у многих появляется даже спортивный интерес: «смогу зажечь зал или нет». Более академичные эксперты соглашаются на эксперимент с большой осторожностью, но в результате остаются довольны. Аудитория у нас очень благожелательна. А то, что слушатели при этом пьют и едят, на мой взгляд, не очень страшно – ну, рассказываем же мы о работе на кухне, иногда даже серьезные научные проблемы там обсуждаем. Более того, в таком формате есть небольшая хитрость, ведь когда мы утоляем голод и получаем от этого удовольствие, мы более открыты, более благожелательны, да и обстановка при этом автоматически становится менее формальной.
Каков состав аудитории?
Когда мы в прошлом сезоне провели анкетирование, средний возраст слушателей оказался 28 лет, мужчин и женщин было примерно поровну. Но это средний показатель, вообще же слушатели что называется «от 8 до 88». Причем детские наивные вопросы зачастую оказываются очень глубокими и интересными, и лекторам порой очень непросто ответить на них.
- Вспомните, самого необычного зрителя.
- Ну, наверное, можно вспомнить компанию парней, на мой взгляд, достаточно далеких от науки, которая явно просто зашла попить пиво и, случайно, попала на лекцию. Надо признаться, что сначала они довольно громко и бурно праздновали, а потом, неожиданно для нас, втянулись. В викторине участвовали с большим азартом и долго восхищались лектором. Так что случайных зрителей у нас не бывает: темы интересные и рассказываются так, что захватывают всех.
Формат «Эврики»: «чтобы было понятно всем людям – от 8 до 88». Средний возраст аудитории научного кафе - 28 лет. Фото Сергея Ковалева.
Лекция и вопросы из зала – это устоявшийся формат. Не могли бы вы привести примеры удачных вопросов для викторины?
Удачных было много. Скажем Дмитрий Жарков, доктор биологических наук, знаток клуба «Что? Где? Когда?», именно из этой игры свои вопросы позаимствовал. Пожалуй, самый бурно обсуждаемый вопрос был придуман доктором геологических наук Иваном Кулаковым: «Если на дно океана положить свинцовый куб объемом кубический километр, что произойдет с поверхностью океана над ним: выгнется или прогнется?».
Кто и как разрабатывает игры к лекции?
Игры очень непросты в придумывании. Ведь игра должна быть не только интерактивной и увлекательной, но и иллюстрировать материал лекции. К самым удачным я бы отнес игру-опыт профессора Новосибирского госуниверситета Евгения Афонасина. Он предложил слушателям попробовать создать какие-то невероятные сооружения из вилок и ножей, держащиеся на зубочистке в винной бутылке. Особый восторг у зала вызвала конструкция, которую сам лектор дома устойчивой сделать так и не смог, а паре столиков в зале это удалось.
Очень показательна была игра про борьбу за ресурсы на лекции профессора НГУ (ред. автора книги «Кошки и гены», лауреата спецприза Клуба научных журналистов премии «Просветитель» 2010 года) Павла Бородина. Зрителям предложили с помощью разных столовых инструментов («биологические виды») – ложек, вилок, ножей, китайских палочек – побороться за «ресурсы», то есть макароны, горох, рис и т.д., смешанных в тарелках. Выиграл стол с не самым удобным инструментом – ножами, но сумевший скооперироваться. Кооперация действительно дает преимущество виду при выживании!
Были ли провальные лекции?
Наверное, в некотором смысле были. Но по независящим от нас и эксперта обстоятельствам. Например, больше 40 градусов мороза…. Причем эти лекции имеют больше просмотров в интернете (мы выставляем онлайн трансляцию). С лектором же мы ни разу не ошиблись.
Как вы вообще выбираете лекторов?
В первую очередь по рекомендациям. Мы спрашиваем очень много людей, на наш взгляд адекватных и вызывающих доверие – у журналистов, педагогов, ученых, студентов. Если в этом своеобразном рейтинге сразу у нескольких человек наш потенциальный эксперт занял первое место, значит с ним можно и нужно говорить.
У вас прошло более 20 лекций. Можно ли сказать, что проект успешен?
Думаю, можно. Критерии у меня просты. Во-первых, люди эти встречи ждут. Во-вторых, есть положительная обратная связь. Например, все эксперты, с которыми мы работали, настроены очень благожелательно и готовы выступать в
«Эврике» вновь. В СМИ пошла волна публикаций, совершенно независящих от нас – по рейтингам сразу нескольких изданий мы вошли в десятку лучших научно-популярных проектов или достойных внимания лекций, что, согласитесь, приятно. В-третьих, у нас сформировался достаточно стабильный костяк слушателей, что тоже является признаком стабильности.
Что ждет научное кафе в этом сезоне?
Несмотря на заявляемую «интерактивность», все же главным элементом программы является хорошо прочитанная, яркая публичная лекция. На снимке доктор философских наук, нейрофизиолог Александр Савостьянов рассказывает о внутринаучных конфликтах. Фото Сергея Ковалева.