«Лицом» начального и среднего профессионального образования нашей области на ближайший год стала Надежда ТИМОШЕНКО — мастер производственного обучения Новосибирского техникума лёгкой промышленности и сервиса. Именно она победила в областном конкурсе «Мастер года — 2011».
— Надежда Викторовна, вы уже как-то «переварили» свою победу? Что она для вас?
— Нет, я пока как в тумане. Ещё не отошла от конкурса. Всё пронеслось так быстро — конкурс длился всего две с половиной недели. Пронеслись как один день. Конечно, звание «Мастер года» для меня большая радость и признание успехов, прежде всего, моего любимого коллектива, который помог мне достойно выступить. Интересно, что наш техникум впервые участвовал в областном конкурсе — и сразу победа. Два дня — второй тур и третий — я провела на сцене. Сами понимаете, какая это нагрузка... Во втором туре была самопрезентация и научная презентация, где мы рассказывали о формах и методах, используемых на уроках. В третьем туре мы разыгрывали педагогические ситуации на уроке и после него. Вытягивали вопросы, как билеты, минута на подготовку и ответ. Были и достаточно сложные тесты по методике и педагогике.
— Чему вы учите своих студентов?
— Я преподаю в группах модельеров-конструкторов и дизайнеров, учу раскрою и изготовлению швейных изделий. Начинаем, естественно, с лёгкого — халат, юбка, брюки. Затем — блузка, жакет, пальто. Завершаем обучение мужским костюмом — это вершина портняжного мастерства. В финале — дипломная работа, которая представляет собой изготовление коллекций одежды. Например, выпускники этого года шили свои коллекции в честь Года космонавтики. Кстати, именно эта космическая коллекция участвовала в моей самопрезентации на конкурсе. А вот, допустим, в предыдущем году мы отшивали коллекцию в русском народном стиле — создавали полный образ от валенок до шапок. Защита дипломов — это настоящее шоу. На них приезжают представители предприятий, присматривают себе будущих сотрудников. Бывает, кстати, что предприятия заказывают нашим студентам разработку коллекций. Недавно, например, был заказ на коллекцию деловых костюмов. Студенты разработали, отшили, рассчитали себестоимость, а предприятие предоставило им ткани. Почти все разработанные модели запустили на поток.
— У вас есть классное руководство, как в школе?
— Да, я куратор группы «1к11», то есть первый курс конструкторов после 11 класса, я буду с ними четыре года. Они получат специальность модельер-конструктор и технолог.
— Как вы сами в профессию пришли?
— Пошла по маминым стопам. Она преподавала географию в школе, затем работала воспитателем в детском саду. Поэтому я с детства видела себя только педагогом. Это очень живая работа, постоянное общение, движение, любопытные студенты… Мастер производственного обучения — очень творческая профессия. И подготовка урока, и сам урок — это творчество. Про разработку коллекций со студентами я даже не говорю.
— А в техникуме лёгкой промышленности вы давно? Вы его выпускница?
— Уже 18 лет. Я оканчивала училище № 27, затем Самарский педагогический техникум, после которого пришла работать сюда. Уже работая здесь, окончила факультет технологии и предпринимательства НГПУ. Так что у меня за плечами все три ступени профессионального образования.
— Ребята у вас учатся или только девушки?
— Есть ребята, но мало. В каждой группе по одному-два. Мальчишки идут в основном на дизайнеров и конструкторов — это профессии среднего профессионального образования.
— Как ваши выпускники потом устраиваются?
— Немало выпускников работает по специальности. Многие открывают свои ателье или работают на дому, на предприятиях — меньше. Все хотят сегодня своё дело открыть. И те знания, которые они здесь получают, позволяют им это сделать. Наши студенты постоянно участвуют в конкурсах и неделях моды. Не все, конечно, но в каждой группе есть звёздочки, которым мы, конечно, помогаем раскрыть свои таланты.
— Вы, Надежда Викторовна, я вижу, следите за модой. Это важно в вашей профессии?
— Да, я модница. Профессия обязывает. Мы постоянно со студентами смотрим слайды с последними мировыми коллекциями, следим за трендами. А как иначе? Студенты же берут с нас, педагогов, пример. Некоторые начинают потом подражать. Мы боремся со спортивными костюмами, которые наши люди любят надеть и в кафе, и даже в театр. Приучаем студентов к тому, что спортивный костюм уместен только на уроках физкультуры, и требуем, чтобы они следили за своим внешним видом. Тем более что модельер-конструктор — это руководящая должность, они должны быть образцом вкуса и стиля.
— Вы, наверное, ничего себе не покупаете из одежды?
— Очень редко. Всё шью сама. Вообще модельер-конструктор — профессия для девушки замечательная, даже если это не станет её работой. На хлеб с маслом она всегда заработает. Конечно, нам сложно конкурировать с китайской лёгкой промышленностью, хотя качество наше, безусловно, выше. А качественно отшитая вещь не может быть дешёвой.
— Набор абитуриентов у вас не снижается?
— Нет. Мы постоянно развиваемся и идём вперед. Техникум постоянно участвует в самых разных конкурсах и проектах. Приобрели новое оборудование — современные машины с программным управлением, интерактивные «умные» доски, сделали хороший ремонт. И главное — у нас отличная команда! Думаю, скоро мы станем колледжем. Надеюсь, моя победа тоже сыграет здесь свою роль. Может быть, когда-нибудь мы вообще станем вузом, потому что наш директор не сидит на месте, он всегда в движении. И коллектив его во всём поддерживает.
— Чему, кроме профессиональных навыков, вы хотите научить своих студентов?
— Быть людьми. Не бояться быть личностью. Добывать знания и пользоваться ими. Сейчас дети более раскрепощённые и продвинутые. Они знают о своих правах, на «ты» с компьютером, многие водят автомобиль. Так что я тоже многому у них учусь. И это ещё одна замечательная особенность моей профессии.
Константин ЧУГАЕВ, директор Новосибирского техникума лёгкой промышленности и сервиса:
— Победа Надежды Викторовны на конкурсе — закономерность. К этой победе она прошла путь длиною 18 лет. Она целеустремлённа, умеет создавать эффективные организационно-педагогические условия и понимает социальную значимость своей профессии. Думаю, «секрет» её победы в конкурсе в способности верно действовать в любой педагогической ситуации.
Автор: Елена Квасникова — журналист
источник >>>