НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8475  8476  8477  8478  8479  8480  8481  8482  8483  8484  8485  8486  8487  8488  8489  8490  8491  8492 ...8607   (Дальше)

Нужно ли изучать русский язык, или «Быдловизация всей страны»

17 August 2011
Нужно ли изучать русский язык, или «Быдловизация всей страны»
Газета "Аргументы и Факты - Новосибирск"

Накануне нового учебного года родители и педагоги Новосибирска бурно обсуждают проект модернизации образования. Незнание языка означает отключение человека от всех культурных ресурсов.

Один из самых спорных моментов — станет ли русский язык предметом, необязательным для изучения в старших классах. Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором НГПУ Юрием ШАТИНЫМ.

— Юрий Васильевич, каково ваше отношение к реформам в образовании?
— Даже если бы я не был педагогом и филологом, все равно сказал бы, что отношусь резко отрицательно. Это моя гражданская позиция. Я убежден, что общество не может развиваться без глубокого знания языка. Если планы реформаторов от образования будут воплощены в жизнь, это нанесет колоссальный ущерб нашей культуре. Незнание или несовершенное знание языка означает отключение человека от всех культурных ресурсов. Случись такое, и из цивилизованной нации мы превратимся в полудикое племя.

Где летали Фауст с Мефистофелем

— Как вы оцениваете уровень грамотности и начитанности сегодняшней молодежи, скажем, на примере абитуриентов вашего вуза?
— Могу сказать, что на филфак НГПУ, где в этом году всего восемь бюджетных мест, приходят абитуриенты с неплохой подготовкой. Например, недавно одна девушка спросила меня, что я думаю о поэзии Кеведо. Пришлось ответить, что я, конечно, знаю о существовании этого современного португальского поэта, но с его творчеством мне еще только предстоит ознакомиться.

Однако если раньше уровень подготовки у всех абитуриентов был примерно одинаковый и мы достаточно четко представляли себе, что они знают, а чего не знают, то сейчас картина очень неоднородна. Только что я привел положительный пример, а вот — отрицательные. Девушка-студентка, будущий учитель литературы, на вопрос экзаменатора о произведении Гете «Фауст» ответила, что Фауст с Мефистофелем «где-то летали». Другая девушка даже названия «Божественная комедия» не слышала.


— Авторы образовательных реформ говорят о том, что новой школе нужен новый учитель, и перекраивают программы обучения в педвузах…
— Сейчас вузовские программы существенно сокращены Министерством об­ра­зования. Например, до недавнего времени студенты, обучающиеся в педагогических университетах по специальности «русский язык и литература», изучали историю языка и теорию языка. Теперь этот блок сокращен до минимума. Возможно, нынешний выпускник вуза и будет хорошим педагогом, но знание предмета у него будет хуже.

О чем мечтал Некрасов


— Сегодня цензуры нет, книг — великое множество. Это, наверное, хорошо?
— Я помню, в 90-х годах тиражи толстых журналов просто зашкаливали. Люди запоем читали то, что раньше было запрещено. Тогда широкому кругу читателей наконец стали доступны многие по-настоящему талантливые произведения — Солженицына, Набокова, Довлатова. Но у всякой медали есть оборотная сторона.

Появилась масса литературных эрзацев за подписями неких леонидов пушкиных и василиев тургеневых. Родились новые жанры — например, роман о жителях Рублевки. Вал этой халтуры, обрушившийся на читателя, превратил нас из самой читающей страны мира в страну, массово потребляющую литературные подделки. А ведь Некрасов еще в XIX веке мечтал о том времени, когда народ «не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет». Не сбылось…

— В кругах педагогов и представителей высшей школы появился термин «быдловизация всей страны», означающий суть реформ в образовании. Как в нынешних условиях уберечь родной язык, а вместе с ним нашу культуру? Что для этого делается в Новосибирске?
— Нужны хорошие преподаватели литературы, культурологи. Чтобы молодежь владела не только языком эсэмэсок, но и полноценным русским, его нужно пропагандировать. В Новосибирске есть неравнодушные люди, сподвижники.

Например, декан филфака НГУ Леонид Панин создал Общество по защите русского языка, которое сам и возглавляет, а благодаря усилиям Людмилы Монаховой в метрополитене нашего города реализуется проект «Говорим по-русски правильно».

Однако все, что сейчас делается, — это скорее оборона, нежели наступление на безграмотность и «быдловизацию», насаждаемую реформами.

источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8475  8476  8477  8478  8479  8480  8481  8482  8483  8484  8485  8486  8487  8488  8489  8490  8491  8492 ...8607   (Дальше)