Юлия Козекаева — молодой учитель. Этим сказано практически все. Осталось только добавить, что детей она учит в сельской школе в Балахнинском районе. «Б+К» не могла не выяснить, как у современной молодой девушки — выпускницы педагогического университета города-миллионника с претензией на столичность — хватило решимости, мотивации и любви к работе, чтобы сделать такой шаг.
— Юля, расскажите, пожалуйста, каким образом вы стали учителем в сельской школе?
— Я всю жизнь жила в поселке Алешино в Балахнинском районе. Училась в средней школе №17. Потом поступила в педагогический институт на естественно-географический факультет. Меня всегда привлекали естественные науки. Еще на четвертом курсе я узнала о губернаторской программе по поддержке молодых специалистов, которые едут на работу в сельскую местность. Правда, тогда я еще не знала, что программа работает и в моем родном районе, поэтому никаких действий предпринимать не стала. И только потом выяснилось, что Балахнинский район тоже участвует в этом проекте.
Вообще, программа стартовала в 2006 году. Она рассчитана на выпускников очных отделений педагогических колледжей и университетов. Соответственно, эти молодые специалисты принимаются на работу либо в детский сад, либо в школу — в зависимости от специализации. Они должны отработать на этом месте 10 лет. Со своей стороны государство предоставляет им квартиру либо дом и машину через ипотеку, которую само и оплачивает. Сомнений у меня не было вообще. Я решила, что поеду работать в ту самую 17-ю школу, которую закончила сама. Потому что воспоминания о ней остались самыми светлыми и теплыми: и знания я получила хорошие, и учителя, которые меня учили, были буквально наставниками. Так что я понимала, что работать в родной школе мне будет приятно и комфортно.
— Это был ваш первый педагогический опыт?
— Да, если не считать учебную и производственную практики.
— И какими были первые ощущения?
— Ну какими могут быть ощущения от работы в родной школе? Мне здесь уютно. Хотя в данный момент я нахожусь в декретном отпуске (смеется). Атмосфера исключительно доброжелательная. Дети замечательные.
— Тем не менее шаг, который вы предприняли, непопулярный. Большинство молодых людей стремятся уехать из небольших городков и сел в крупные города, чтобы получить больше возможностей. Вы, вообще, не считаете свой поступок подвигом?
— На мой взгляд, быть учителем — это уже подвиг. Это одна из сложнейших профессий. Мы воспитываем новое поколение, даем детям знания. Причем, по большому счету, эта работа не вписывается в традиционный график, когда есть четкое разделение на рабочие часы и послерабочее время. Если вы преподаете, то занимаетесь этим большую часть своего времени: подготовка к урокам, проверка домашних заданий, общение с учениками. Это сложно.
Я невероятно уважаю тех учителей, которые работают в школах много лет.
— Мне кажется, гораздо сложнее молодым решиться посвятить себя этой профессии...
— Да... Мне тоже в первый год было очень непросто. Меня, как молодого специалиста, поставили под серьезный контроль администрации, которая наблюдала за моей работой, методикой преподавания в том числе. Я тщательно готовилась к каждому уроку, а нагрузка у меня была немаленькой — по пять-шесть уроков в день. Так что сначала было нелегко. А с другой стороны, школа — это огромный мир, в котором есть еще и социальная жизнь, которая кипит: праздники, конкурсы, олимпиады — все это интересно организовывать вместе с учениками, участие в этом процессе развивает и учителей. Мы молодеем вместе с детьми. Они становятся важной частью нашей жизни.
— Насколько я могу представить, самая непростая задача для молодого учителя — установить границы в общении с учениками. Так, чтобы они, несмотря на небольшую разницу в возрасте, ощущали его авторитет. Современные дети ведь очень чутко ощущают, где грань можно переступить, а где — нет...
— Именно. Я выстраиваю с детьми вполне демократичные отношения, но грань должна быть очень четкой. Я могу с ними шутить, давать советы... Но остаюсь учителем. Возникают конфликтные ситуации — моя задача быть объективной. Я классный руководитель в классе, практически на 100% состоящем из мальчиков. У них есть несколько, так сказать, «группировок». У каждой из них своя правда, которую они пытаются доказать. Я должна оставаться справедливой. Тогда твой авторитет сложно будет оспорить. Сложности есть и в общении с родителями, которые не всегда готовы воспринимать молодого учителя не как неопытного студента, а как специалиста. Здесь авторитет утверждается знаниями, в первую очередь, и, конечно, успехами детей — и оценками, и общим развитием, и участием в олимпиадах.
— В вашей школе много молодых преподавателей?
— У нас ситуация нестандартная. Валентина Андреевна Поповичева, директор нашей школы, взяла на себя довольно большую ответственность и приняла на работу пятерых молодых специалистов, обычно берут одного-двух. Мы стараемся оправдывать оказанное доверие.
— То есть в вашей школе работают два поколения учителей. Соответственно, одни наверняка приверженцы классической традиции, другие должны быть реформаторами. Конфликты в такой ситуации не возникают? Просто сразу киношные сюжеты вспоминаются...
— Нет... Причем у нас есть преподаватели, которые в школе работают много лет. Но никаких противоречий не возникает. Все наоборот — нас поддерживают. Новые, креативные идеи приветствуются. Но я сразу оговорюсь, что классика неплоха, и традиционные способы донесения информации в каких-то ситуациях работают лучше и эффективнее. Методы должны соответствовать тем знаниям, которые ты пытаешься донести до детей. Но попытки искать новые формы важны. Потому что новое — это всегда развитие.
— Ну и в заключение: вы не допускаете ситуации, что вам захочется сменить сферу деятельности, перестать быть учителем и стать, допустим, биологом, переехать в город? Или же вы нашли свое?
— Пока я полностью посвящена школе. И никаких других планов у меня нет.
Что вы сейчас читаете?
- А. Масляков. «Все о здоровье малыша».
— Юля, расскажите, пожалуйста, каким образом вы стали учителем в сельской школе?
— Я всю жизнь жила в поселке Алешино в Балахнинском районе. Училась в средней школе №17. Потом поступила в педагогический институт на естественно-географический факультет. Меня всегда привлекали естественные науки. Еще на четвертом курсе я узнала о губернаторской программе по поддержке молодых специалистов, которые едут на работу в сельскую местность. Правда, тогда я еще не знала, что программа работает и в моем родном районе, поэтому никаких действий предпринимать не стала. И только потом выяснилось, что Балахнинский район тоже участвует в этом проекте.
Вообще, программа стартовала в 2006 году. Она рассчитана на выпускников очных отделений педагогических колледжей и университетов. Соответственно, эти молодые специалисты принимаются на работу либо в детский сад, либо в школу — в зависимости от специализации. Они должны отработать на этом месте 10 лет. Со своей стороны государство предоставляет им квартиру либо дом и машину через ипотеку, которую само и оплачивает. Сомнений у меня не было вообще. Я решила, что поеду работать в ту самую 17-ю школу, которую закончила сама. Потому что воспоминания о ней остались самыми светлыми и теплыми: и знания я получила хорошие, и учителя, которые меня учили, были буквально наставниками. Так что я понимала, что работать в родной школе мне будет приятно и комфортно.
— Это был ваш первый педагогический опыт?
— Да, если не считать учебную и производственную практики.
— И какими были первые ощущения?
— Ну какими могут быть ощущения от работы в родной школе? Мне здесь уютно. Хотя в данный момент я нахожусь в декретном отпуске (смеется). Атмосфера исключительно доброжелательная. Дети замечательные.
— Тем не менее шаг, который вы предприняли, непопулярный. Большинство молодых людей стремятся уехать из небольших городков и сел в крупные города, чтобы получить больше возможностей. Вы, вообще, не считаете свой поступок подвигом?
— На мой взгляд, быть учителем — это уже подвиг. Это одна из сложнейших профессий. Мы воспитываем новое поколение, даем детям знания. Причем, по большому счету, эта работа не вписывается в традиционный график, когда есть четкое разделение на рабочие часы и послерабочее время. Если вы преподаете, то занимаетесь этим большую часть своего времени: подготовка к урокам, проверка домашних заданий, общение с учениками. Это сложно.
Я невероятно уважаю тех учителей, которые работают в школах много лет.
— Мне кажется, гораздо сложнее молодым решиться посвятить себя этой профессии...
— Да... Мне тоже в первый год было очень непросто. Меня, как молодого специалиста, поставили под серьезный контроль администрации, которая наблюдала за моей работой, методикой преподавания в том числе. Я тщательно готовилась к каждому уроку, а нагрузка у меня была немаленькой — по пять-шесть уроков в день. Так что сначала было нелегко. А с другой стороны, школа — это огромный мир, в котором есть еще и социальная жизнь, которая кипит: праздники, конкурсы, олимпиады — все это интересно организовывать вместе с учениками, участие в этом процессе развивает и учителей. Мы молодеем вместе с детьми. Они становятся важной частью нашей жизни.
— Насколько я могу представить, самая непростая задача для молодого учителя — установить границы в общении с учениками. Так, чтобы они, несмотря на небольшую разницу в возрасте, ощущали его авторитет. Современные дети ведь очень чутко ощущают, где грань можно переступить, а где — нет...
— Именно. Я выстраиваю с детьми вполне демократичные отношения, но грань должна быть очень четкой. Я могу с ними шутить, давать советы... Но остаюсь учителем. Возникают конфликтные ситуации — моя задача быть объективной. Я классный руководитель в классе, практически на 100% состоящем из мальчиков. У них есть несколько, так сказать, «группировок». У каждой из них своя правда, которую они пытаются доказать. Я должна оставаться справедливой. Тогда твой авторитет сложно будет оспорить. Сложности есть и в общении с родителями, которые не всегда готовы воспринимать молодого учителя не как неопытного студента, а как специалиста. Здесь авторитет утверждается знаниями, в первую очередь, и, конечно, успехами детей — и оценками, и общим развитием, и участием в олимпиадах.
— В вашей школе много молодых преподавателей?
— У нас ситуация нестандартная. Валентина Андреевна Поповичева, директор нашей школы, взяла на себя довольно большую ответственность и приняла на работу пятерых молодых специалистов, обычно берут одного-двух. Мы стараемся оправдывать оказанное доверие.
— То есть в вашей школе работают два поколения учителей. Соответственно, одни наверняка приверженцы классической традиции, другие должны быть реформаторами. Конфликты в такой ситуации не возникают? Просто сразу киношные сюжеты вспоминаются...
— Нет... Причем у нас есть преподаватели, которые в школе работают много лет. Но никаких противоречий не возникает. Все наоборот — нас поддерживают. Новые, креативные идеи приветствуются. Но я сразу оговорюсь, что классика неплоха, и традиционные способы донесения информации в каких-то ситуациях работают лучше и эффективнее. Методы должны соответствовать тем знаниям, которые ты пытаешься донести до детей. Но попытки искать новые формы важны. Потому что новое — это всегда развитие.
— Ну и в заключение: вы не допускаете ситуации, что вам захочется сменить сферу деятельности, перестать быть учителем и стать, допустим, биологом, переехать в город? Или же вы нашли свое?
— Пока я полностью посвящена школе. И никаких других планов у меня нет.
Что вы сейчас читаете?
- А. Масляков. «Все о здоровье малыша».
Позиция
Хочешь быть счастливым — будь им. «Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый — так, будто никаких чудес не бывает. Второй — так, будто все на свете является чудом». Альберт Эйнштейн «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем». Торнтон Уайлдер.
Краткая биография:
- Родилась в 1984 году в Балахне.
- 1991—2000 годы — учеба в МОУ «СОШ № 17» р.п. 1 Мая.
- 2000—2002 годы — учеба в гимназии № 80.
- С 2002 по 2007 годы — студентка НГПУ (естественно-географический факультет, специальность — биология-химия).
- С 2007 года — преподает в МОУ «СОШ № 17» по социальной программе поддержки молодых специалистов в сельской местности.
- В данный момент — в декретном отпуске.