Школы могут остаться без учителей. Чиновники министерства образования опубликовали новый профессиональный стандарт педагога. Среди обязательных требований: умение работать с компьютером, проводить видеопрезентации, вести уроки в режиме онлайн, обладать навыками психолога, логопеда и даже экскурсовода. Требования собрались внедрять с нового года. Корреспондент «Новосибирских новостей» задалась вопросом, а хватит ли времени, к примеру, педагогам со стажем освоить современные технологии?
Чиновники нарисовали фантастический образ педагога – иронизируют специалисты в сфере образования. Учитель будущего, причем ближайшего, знает хотя бы один иностранный язык, владеет компьютером и может даже починить небольшие поломки; умеет работать с особыми учениками – одаренными или, наоборот, с физическими отклонениями. Находит общий язык с теми ребятами, для кого русский не родной, с трудными подростками… Словом, супер-учитель, который умеет все. Именно такими должны стать все российские преподаватели с первого января две тысячи пятнадцатого года.
«Я считаю, что это популистский документ, который подходил бы к тому времени, когда у нас за стенами школы стояла очередь хороших квалифицированных специалистов с высшим образованием, опытом работы, которые жаждали бы идти в образование», - считает директор школы №65 Владимир Алексеев.
Владимир Алексеев считает, что новый стандарт обострит проблему с кадрами – в школе и так работать некому! Высшее образование – еще одно обязательное требование. Притом, что у преподавателей музыки, учителей начальных классов, рисования, физкультуры и ОБЖ, как правило, диплома ВУЗа нет. Сложнее всего пройти переквалификацию будет самым опытным педагогам, то есть тем, кто в возрасте. А именно на них некоторые школы только и держатся.
«Эти учителя постепенно должны уйти на отдых, ну редиской тоже кто-то должен заниматься - это если с юмором. Но я знаю массу людей, учителей в довольно пожилом возрасте, которые говорят, общаются, тренируются на компьютерах и работают не хуже детей. Все зависит от того, как учитель будет работать над собой», - говорит ректор Новосибирского института повышения квалификации и подготовки работников образования Василий Синенко.
Один из главных аргументов «против» – занятость учителей. Чтобы получать достойную оплату, они работают на двух, а то и трех ставках – не до освоения новых стандартов! А для того, чтобы научиться работать с необычными детьми, так вообще необходима спецподготовка! И это притом, что новый документ должен «разгрузить» педагогов от ненужных забот, как говорили его авторы. Сторонники стандартизации приводят в пример зарубежный опыт.
«Смысл стандартизации заключается в том, чтобы сделать систему прозрачной, понятной для всех, контролируемой и что самое главное – безопасной. Эти требования не являются более высокими, чем требования к педагогам в других странах», - поясняет заведующая кафедрой педагогики и психологии НГПУ Елена Андриенко.
Скептики надеются, что в стандарты внесут коррективы – время еще есть.
Лейла Егорова,
Новосибирские новости
Новосибирские новости