Прокуратура взялась за троечников, внезапно получивших высший балл по ЕГЭ, — в министерстве дали невероятное объяснение «интеллектуального скачка» школьников.
Накануне очередных изменений в сдаче единого государственного экзамена в Новосибирской области нашлись хронические троечники, которые получили за ЕГЭ по 90–100 баллов. Это указывает на неравные условия прохождения итоговой аттестации и нарушение ее объективности, считает Генпрокуратура РФ. Минобрнауки региона защитило «троечников-отличников», заявив, что те сознательно игнорировали учебу ради итоговой аттестации. Рады ли такой позиции министерства в университетах, реально ли получить 100 баллов «случайно» и станет ли выпускникам легче от новой инициативы президента насчет ЕГЭ — в материале НГС. НОВОСТИ.
Справка: По итогам 2012/2013 учебного года ЕГЭ по русскому языку в НСО сдавали 15,5 тыс. человек, 29 из них получили 100 баллов, средний балл составил 62. ЕГЭ по математике сдавали 15,2 тыс. человек, обладателями 100 баллов оказались 14 человек, средний балл составил 46. Всего оценки 90 баллов и выше на ЕГЭ получили около 1,2 тыс. выпускников.
10 декабря министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области отреагировало на претензии Генпрокуратуры РФ, у которой возникли вопросы к троечникам, набравшим на ЕГЭ 90–100 баллов. Необходимость общероссийского служебного расследования назрела сразу после анализа результатов единого госэкзамена, однако генпрокурор Юрий Чайка в плановом порядке отодвинул проверку до конца года.
Сравнение архивных документов об успеваемости в течение года и результатов ЕГЭ показало, что «итоги экзамена не всегда гарантируют зачисление в высшие образовательные учреждения наиболее способных и подготовленных учащихся».
Новосибирская область по результатам проверки встала в один ряд с Адыгеей, Ингушетией и Дагестаном.
47 учеников из нашего региона — примерно 4 % от общего числа отличников на ЕГЭ — в 10–11-х классах по тем же самым предметам получали в основном удовлетворительные оценки. «Такое несоответствие дает основание полагать о неравных условиях прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ и во многих случаях является следствием правонарушений в этой сфере», — подчеркивает Генпрокуратура. При этом в число регионов, где были обнаружены нарушения, имевшие уголовные последствия, Новосибирская область не вошла.
Минобрнауки НСО встало на защиту троечников-отличников. «Важно понимать, что результат, показанный выпускником школы на государственной итоговой аттестации, складывается не только из его усилий по освоению школьной программы, но и является следствием самообразования и дополнительных занятий выпускника вне школы», — говорится в официальном сообщении. Дмитрий Метелкин, замминистра образования, науки и инновационной политики НСО, объяснил, что
внимание выпускников, попавших в поле зрения прокуратуры, и их родителей в течение года было сфокусировано на подготовке к ЕГЭ, а не на достижении высоких результатов в текущей учебе.
Также есть вероятность, что школьные оценки не только завышают, но и занижают в течение года. А на ЕГЭ ученик показывает свой истинный уровень знаний.
В Новосибирской областной прокуратуре отметили, что сказанное выше — это частное мнение чиновников. Оценивать его правомерность — не в компетенции ведомства.
Сергей Штурбин, замдиректора школы № 12 с углубленным изучением предметов естественнонаучного и математического циклов, считает, что отклонение результатов ЕГЭ от текущей успеваемости обусловлено не нарушением процедуры экзамена, а самой системой оценок в разных школах. «Когда ученик, успевающий на «4», пишет ЕГЭ на 100 баллов, это нормально. А с тройкой — уже подозрительно. Хотя тройка тройке рознь. Когда ученик из простой школы приходит к нам, он может иметь тройку по химии, потому что глубина изучения предмета совсем другая. В простой школе у этого ученика могла бы быть четверка», — описал ситуацию Сергей Штурбин.
По мнению эксперта, со следующего учебного года неравенство в текущих и итоговых оценках может только усилиться.
Президент РФ Владимир Путин 12 декабря в послании Федеральному собранию предложил выпускникам школ вернуться к практике написания итогового сочинения:
оценка за него будет учитываться при поступлении в вуз наравне с ЕГЭ. Сейчас сочинение существует в части «С» единого госэкзамена по русскому языку, ограничено по объему и не обязательно для тех, кто не претендует на балл выше среднего. Сергей Штурбин видит, что ученики между тестом и сочинением чаще выбирают тест и выполняют его на более высокую оценку.
Руководство крупных новосибирских вузов — НГТУ, НГПУ, СГГА — сошлось во мнении, что единый госэкзамен в целом дает адекватную оценку способностям будущего студента. Если он сдал ЕГЭ на «отлично», то и в вузе будет стараться быть отличником. «Хотя сама процедура сдачи ЕГЭ у нас ужасна. На детей психологически давят.
Высокий результат может получить не тот, у кого знаний больше, а тот, у кого нервы крепче.
Раньше на экзамен шли как на праздник. А сейчас — как на каторгу», — поделился наблюдением Александр Карпик, ректор СГГА. Идея добавить к ЕГЭ сочинение в вузах энтузиазма не вызвала. «Нельзя, с моей точки зрения, шарахаться из одной крайности в другую. Постоянные изменения (в процедуре ЕГЭ. — А.Н.) ни к чему хорошему не приведут. Надо собраться и один раз решить, как будет выглядеть выпускной экзамен в школе, а не придумывать каждый год что-то новое», — резюмировал Анатолий Батаев, проректор по учебной работе НГТУ.
Анна Наумцева
Фото thinkstockphotos.com
Фото thinkstockphotos.com
источник >>>