НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8517  8518  8519  8520  8521  8522  8523  8524  8525  8526  8527  8528  8529  8530  8531  8532  8533  8534 ...8607   (Дальше)

Алексей Герасёв: «Выпускники НГПУ всегда востребованы»

28 October 2010
Алексей Герасёв: «Выпускники НГПУ всегда востребованы»
Газета "Вечерний Новосибирск"

29 ноября этого года, Года учителя, Новосибирский государственный педагогический университет отметит своё 75-летие.

"Наш педагогический вуз известен всей стране своими учителями, докторами наук, профессорами, а также артистами, журналистами, учеными, директорами... Перечислять можно долго."

О работе университета, об успехах и трудностях «ВН» рассказал ректор НГПУ Алексей Герасёв.

Вуз не только для будущих педагогов

— Наш университет уже давно освоил всю «линейку» педагогических кадров, — начал свой монолог Алексей Дмитриевич. — Мы выпускаем работников образования по всему спектру специальностей. Конечно, мы ориентируемся на требования рынка и регулярно обновляем структуру подготовки. В этом году мы ввели целый ряд новых профилей подготовки. К примеру, речевое дошкольное образование, игровые технологии в дошкольном образовании, детская практическая психология. Введение новых образовательный программ позволяет нам учитывать потребности заказчиков и выдавать тех квалифицированных специалистов, которые востребованы на сегодняшний день.

Вуз у нас педагогический, поэтому большая часть, 75 процентов, ресурсов работает на подготовку кадров для системы образования. Оставшиеся 25 процентов — это подготовка по так называемым непедагогическим специальностям. Это наш внутренний термин. Нас часто воспринимают только как педагогический университет, но на самом деле мы уже таковым в чистом виде не являемся. У нас есть целый спектр непедагогических специальностей, которые характерны для классического университета. Это такие специальности, как экология, химия, регионоведение и многие другие. Выпускники этих направлений — не работники образования. Непедагогическое направление продолжает развиваться. В прошедшем году у нас появились еще две новых специальности: туризм и информационные системы и технологии. Эти направления очень востребованы, поскольку системы сервиса и информационных технологий активно развиваются, а квалифицированных специалистов в них не хватает. Так что наши выпускники всегда найдут себе работу.

Тем не менее нельзя сказать, что непедагогические специальности пользуются большей популярностью у абитуриентов, чем педагогические. Ситуация зависит от конкуренции с другими вузами, от набора, от количества бюджетных мест. У нас есть педагогические специальности, на которые всегда высокий конкурс. Например, логопедия и едва ли не все специальности, связанные с дошкольным образованием. Есть, конечно, и такие направления, где конкурс стал ниже: физико-математическое, естественно-научное образование. Среди непедагогических специальностей наибольшим спросом пользуются такие, как дизайн, реклама, связи с общественностью, управление персоналом, туризм. Но то же регионоведение, к примеру, не пользуется большой популярностью.

Еще одно новшество уходящего года: наш университет впервые получил лицензии на магистрские образовательные программы. С 2011 года мы начнем реализовывать восемь таких программ. Бакалавриат у нас уже есть, теперь появится и магистратура.

Факультетам проще стать институтами

— Сейчас в структуре НГПУ работают восемь факультетов и восемь институтов, хотя раньше были только факультеты. Дело в том, что в 90-е годы мы стали открывать много новых специальностей на факультетах. Численность студентов некоторых факультетов в связи с этим перевалила за тысячу человек, поэтому они выросли из своей «оболочки». Факультет — это одна-две специальности, где учатся максимум 400—500 человек. Кроме того, когда появляются совершенно разнородные образовательные программы, возникает необходимость создания внутри факультета отделений, появляется большое количество кафедр. И тогда есть два пути: либо дробить один факультет на два-три мелких, но тогда возрастают расходы и увеличивается «бюрократический» аппарат; либо реорганизовать факультет в институт и тем самым выстроить новую структуру.

Институт позволяет более четко выстроить научно-исследовательскую работу, поскольку дает возможность работать большему количеству специалистов и создает больше условий для обмена опытом, участия в различных конкурсах и получения грантов. Наши институты уже проверены временем: «старшим из них» уже более десяти лет, и, как показывает практика, такие структуры позитивны для университета. В прошлом году у нас появился новый институт — физико-математического и информационно-экономического образования. Этот институт объединил два факультета: математический и физический. Это, кстати, второй путь создания института на базе университета — слияние факультетов.

Почему педагоги не всегда работают по специальности?

— Проблема работы по специальности характерна не только для России. Даже за рубежом далеко не все выпускники работают по своей специальности. Самой благополучной в этом плане является Швеция, но и там только 60—65 процентов выпускников вузов работают по своему направлению. В США, по разным данным, это количество составляет 50—55 процентов. Когда мы опрашиваем своих выпускников, то, по нашим данным, около 40 процентов все-таки работают в системе образования, и это очень неплохая цифра.

Что касается причин, по которым некоторые выпускники НГПУ пытаются избежать работы по своим прямым специальностям, то они, думаю, и так известны. К сожалению, сегодня система образования не обеспечивает должного, достойного уровня зарплаты труда, особенно на старте. На днях у меня был разговор с выпускниками нашего факультета иностранных языков, которые первый год работают в школе. Так вот, их зарплата составляет от 8 до 10 тысяч рублей. Это совершенно неприемлемая ситуация. Нам иногда говорят, что за последние три года, в ходе реализации комплексного проекта модернизации системы образования в области, зарплата учителей повысилась в два с половиной раза. Получается, что раньше начинающим педагогам платили вообще четыре тысячи.

Второй момент — что скрывается за этими десятью тысячами рублей в месяц. К примеру, 30 тысяч для учителя — это хорошая зарплата, а для участника боевых действий или, скажем, шахтера — это мало. А ведь работа учителя — это колоссальные эмоциональные и психологические затраты.

Здесь еще сказывается огромное статусное влияние. Человек идет в систему, которая статусной не является. Чтобы пойти работать в школу, нашему студенту, выпускнику (я говорю о молодых людях, а не о девушках) нужно принять серьезное и ответственное решение: «Я иду в женский коллектив, куда настоящие мужчины, как правило, не идут, и если я пойду туда, то как на меня посмотрят?» У нас есть информация, что зачастую педагогический коллектив в школах смотрит на приходящего к ним мужчину с сожалением: мол, парень не очень успешный, раз никакой более перспективной работы не нашел и пришел к нам. Эта проблема низкого социального статуса страшна сама по себе. Она имеет и другие последствия. Ребенок приходит в школу, в течение десяти лет воспитывается, по сути, женским педагогическим коллективом.

Кроме того, низкие зарплаты и социальный статус молодых педагогов уже привели к тому, что в наших школах сегодня непомерно высока доля учителей пенсионного и глубоко пенсионного возрастов. Наши выпускники, которые могли бы принести в школы свежие знания, современный взгляд на жизнь, новые подходы и технологии, туда просто не доходят. Это ненормальная ситуация. Работа должна быть интересной не только в моральном, но и в материальном плане, а также в плане перспективности этой профессии. И социальный статус учителя, особенно мужчины, нужно повышать. А как его повысишь, если в Год учителя на всю страну показали ужасающий и циничный сериал «Школа». Так что надежды, связанные с тем, что в Год учителя кардинально изменится отношение к людям этой профессии, не оправдались.

Тем не менее, если говорить только о городе Новосибирске, то в этом году 160 выпускников нашего вуза приняты на разные должности в сфере образования. Примерно столько же устроились на работу в областные образовательные учреждения.

Мы наладили взаимодействие со школами города и области, а сейчас вырабатываем механизмы сотрудничества с работодателями, чтобы наших лучших выпускников устраивать на престижные должности. Скоро у нас стартует программа «50 лучших выпускников НГПУ — лучшим работодателям города». С одной стороны, это создаст в нашем вузе конкурентную ситуацию, чтобы студенты стремились учиться лучше. С другой стороны, мы и работодателей хотим привлечь, чтобы они более четко определяли свои желания и не просто предлагали рабочие места, но и заботились о социальных гарантиях своим новым сотрудникам.

Таланты есть, есть инфраструктура

— За эти 75 лет в нашем университете сложилась очень хорошая инфраструктура: кафедры, факультеты, институты, лаборатории, центры. Но жизнь студентов — это не только учеба, поэтому мы уделяем много внимания организации студенческого досуга.

У нас есть великолепный студенческий клуб «Магистр», который известен не только всему городу, но и всей Сибири. Он всегда принимает участие в организации и проведении различных городских мероприятий. На протяжении трех с лишним десятилетий в нашем вузе проходит соревнование местных команд КВН «Неестественный отбор». Наши кавээновские команды часто бывают костяком для формирования городских команд веселых и находчивых, участвуют в городских, региональных и даже российских лигах. Более того, к нам даже приезжают студенты других вузов, чтобы поучиться у наших ребят играть в КВН.

Также у нас регулярно проходят смотры художественной самодеятельности, где студенты могут показать все свои таланты. Причем иногда получается так, что некоторые вырастают на нашей студенческой сцене до уровня профессионалов и продолжают по окончании нашего вуза заниматься творческой деятельностью. Достаточно сказать, что среди выпускников НГПУ — ведущий актер театра «Старый дом» Андрей Бутрин, директор молодежного театра «Глобус» Людмила Людмилина, солист оперного театра, отличный певец Тимур Гордеев. Этот список можно долго продолжать.

У нас активно развивается система дополнительного образования. Для нас это генеральное направление развития. Мы смотрим на эту систему как на механизм, который может расширить потенциальные возможности наших студентов на рынке труда. Дополнительные специальности никогда не помешают.

Не менее плодотворно у нас развито международное сотрудничество. 15 наших студентов находятся в настоящий момент в Китае, где изучают китайский язык, а мы принимаем китайских студентов у себя и обучаем их русскому языку. Кроме того, у нас находится группа студентов из Бельгии. Мы также сотрудничаем с университетами Германии, Франции, Англии. Устанавливаются связи с университетами Италии, Польши, Южной Кореи, США. Это очень важное направление развития нашего университета.

Модернизация, инновации — тоже перспективные направления. Без них университет развиваться не может. У нас есть много таких проектов. Например, создание аналитического центра на базе института естественных и социально-экономических наук, который будет заниматься экологической экспертизой. Есть проект продвижения НГПУ в информационном пространстве, и уже на ряде факультетов и институтов появились свои студенческие газеты.

Автор: Александр МОГИЛИН

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8517  8518  8519  8520  8521  8522  8523  8524  8525  8526  8527  8528  8529  8530  8531  8532  8533  8534 ...8607   (Дальше)