НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  665  666  667  668  669  670  671  672  673  674  675  676  677  678  679  680  681  682 ...8378   (Дальше)

Опыт работы ТГПУ представлен на Симпозиуме членов-участников Китайско-российского Союза педвузов

18 ноября 2022
Опыт работы ТГПУ представлен на Симпозиуме членов-участников Китайско-российского Союза педвузов
Томский государственный педагогический университет

В минувшую пятницу представители Министерства просвещения Российской Федерации, Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации, члены Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений встретились на Научно-практическом онлайн-симпозиуме «Инновационные и информационные технологии в педагогическом образовании». Томский государственный педагогический университет и опыт работы вуза в обозначенной области представил Андрей Петрович Глухов, зав. лабораторией исследований человеческого капитала и цифровой трансформации ТГПУ.

Обсудить актуальную для новых условий тему трансформации современного образования предложили коллеги из Набережночелнинского государственного педагогического университета с целью повышения уровня информационных компетенций педагогов и поиска способов решения задач инновационной подготовки учителей. Открывая онлайн-съезд, ректор НГПУ А.А. Галиакберова сделала акцент на том, что важнейшая составляющая крепкой дружбы, добрососедства и сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики – это взаимодействие в том числе в сфере образования и воспитания будущих поколений: Министерством просвещения Российской Федерации реализуется целый комплекс тематических мероприятий для школьников и преподавателей Китая, в том числе совместных педагогических форумов, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей.

Первым необходимость диалога в выдвигаемом вопросе подчеркнул заместитель Министра просвещения Российской Федерации Басюк Виктор Стефанович:

«С Китаем нашу страну связывает многое: оба наших государства обладают огромным влиянием в мире и, как следствие, несут ответственность за сохранение этого мира, устойчивое развитие и укрепление нынешнего и будущего потенциала для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Огромную роль в этом играет образование. Китайско-российским Союзом высших педагогических заведений за время сотрудничества были выработаны не только устойчивые рабочие связи и традиции эффективного взаимодействия, но и дружеские уважительные деловые отношения. Как известно, 2020 и 2021 годы объявлены годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. Особая роль отводится научно-техническим достижениям в сфере связи, цифровых и информационных технологий, что, конечно, в полной мере отражает дистанционный цифровой формат нашей встречи. Сегодня здесь собрались лучшие представители образовательного сообщества: руководители и ученые ведущих педагогических вузов России и Китая. Мы запланировали большую работу: необходимо обсудить наиболее важные вопросы развития образования, актуальные проблемы подготовки и развития педагогических кадров, обдумать будущие сценарии развития этих аспектов».

Активная работа по решению поставленных задач началась с пленарного заседания, на котором доклады об инновационном опыте работы вузов представили ректор МПГУ А.В. Лубков, профессор Пекинского педагогического университета Юй Шэнцянь и ректор НПГУ А.А. Галиакберова.

Дальнейшая деятельность в рамках Симпозиума была организована на площадках пяти секций, где представители педвузов делились наработками использования инновационных и информационных технологий в таких областях, как:

  • воспитание обучающихся педагогических вузов;
  • организация обучения будущих педагогов;
  • повышение квалификации учительских кадров и переподготовка на педагогические специальности;
  • ​​​​​​​подготовка к педагогической деятельности учителя сельской школы;
  • организация контроля качества педагогического образования (организация оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов).

Опыт работы Томского педагогического университета был раскрыт в ходе обсуждения выступлений пятой секции. Андрей Петрович представил коллегам доклад «Мониторинг цифровой грамотности педагогов общеобразовательной школы как ключевой компетенции учителя будущего»:

«Грядущая цифровизация рынка труда порождает запрос к системе образования на воспитание и образование выпускников школ и вузов с навыками цифровой коммуникации, сетевой организации и креативного проектного мышления. Цифровая грамотность всех участников образовательного процесса является одновременно как условием, так и результатом цифровой трансформации системы общего и высшего образования».

Как отметил Андрей Петрович, «уроки пандемии» состоят в том, что в ситуации неожиданного прерывания традиционного офлайн-формата, с одной стороны, проявляются и достоинства, преимущества системы образования, с другой, – и те дефициты цифровизации образовательного процесса, которые в обычной ситуации не были столь ясными. Это дефициты современных систем организации учебного процесса, интерактивных цифровых учебных материалов, это и нехватка у части детей и педагогов информационных устройств и девайсов, необеспеченность инфраструктуры дистанционного образования. Определяющий открывшийся дефицит заключен в низком уровне цифровой грамотности части педагогов, что не позволяет эффективно организовать учебный процесс.

В ходе выступления Андрей Петрович презентовал результаты проведенного ТГПУ исследования социально-сетевой молодежной культуры. В рамках одного из социологических опросов респондентам был задан вопрос о том, какие источники повышения сетевых компетенций были актуальны в их детстве и юности. Анализ ответов показал, что основные знания в заданной сфере приобретались через общение со сверстниками, кроме того, в качестве источников были указаны специальные форумы и чаты, известные блогеры. Учителей и школьные уроки указали всего 12,1%, что стало самым малым показателем по количеству упоминаний.

В связи с этим в декабре 2020 года в ТГПУ было проведено пилотное исследование уровня цифровой грамотности и ИКТ-компетенций педагогов вуза и учителей с использованием адаптированной анкеты НАФИ Европейской комиссии по разработке рамки цифровой компетенции педагогов.

В пилотном исследовании приняли участие порядка 50 представителей педагогического сообщества. Предварительные результаты показали, что общий уровень цифровой грамотности педагогов вуза несколько выше, чем у учителей школ. По градации опыта преподаватели университета были оценены на уровень «эксперт», то есть педагог уверенно творчески и критически использует целый ряд цифровых технологий в своей деятельности, целенаправленно отбирает материалы для конкретной ситуации.

В перспективах работы вуза в данном направлении – продолжение подобных исследований, так как их результаты представляются прагматически ценными как в плане балансировки уровня цифровых компетенций между отдельными педагогическими аудиториями, так и в плане повышения общего уровня цифровой грамотности.

Плодотворная работай секций завершила научную часть Симпозиума. После нее участники обменялись мнениями о проделанной работе в рамках круглого стола, подвели итоги мероприятия и приняли резолюцию.


источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  665  666  667  668  669  670  671  672  673  674  675  676  677  678  679  680  681  682 ...8378   (Дальше)