В Форуме принимают участие более 400 представителей педагогических вузов, классических университетов и общеобразовательных учреждений, в том числе из 10 городов КНР и более чем из 30 городов России, а также коллеги из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана и др. Заявлено более 115 докладов на проектных площадках.
Внимание к Форуму проявлено со стороны администрации региона. С приветствием к участникам мероприятия обратилась заместитель министра Новосибирской области Светлана Викторовна Королькова. Заместитель министра отметила высокую важность Форума и подчеркнула, что благодаря профессиональному общению педвузов России и Китая сотрудничество двух стран будет и дальше успешно развиваться в плане укрепления научно-технического потенциала вузов в условиях развития цифровой образовательной среды.
К участникам мероприятия обратился полномочный министр, советник-посланник, руководитель Отдела по образованию Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации господин Цао Шихай. В адрес участников Форума направил приветственное письмо Консул по образованию Генерального консульства КНР в Екатеринбурге господин Сюй Лайлинь. Сотрудничество между РФ и КНР в разных областях, в том числе в образовании, углубляется, и несмотря на продолжающуюся эпидемическую ситуацию, правительства двух стран придают высокое значение образовательному сотрудничеству, оба дипломата выразили уверенность, что Форум внесёт свой вклад в укрепление дружбы России и Китая.
От лица организатора Форума – Новосибирского государственного педагогического университета, к участникам обратился ректор Алексей Дмитриевич Герасёв, от лица учредителя Союза и соорганизатора – ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков.
Приветствуя участников, Алексей Владимирович отметил, что профессиональное сообщество педагогов России и Китая сталкивается с новыми вызовами, которые приходится осмыслять в очень сжатые сроки и на которые мы должны реагировать незамедлительно и непрерывно. Алексей Владимирович подчеркнул, что при всей важности владения учителем широким спектром всевозможных инновационных технологий, в том числе цифровыми, превыше всего остаётся личность – как самого педагога, так и ученика.
Эта мысль была раскрыта и в его пленарном докладе «Риски, ограничения и перспективы развития цифрового образования». В защиту принципа приоритета личности перед любыми технологиями Алексей Владимирович привел слова Президента РФ В.В. Путина – «искусственный интеллект не обладает сердцем, душой, состраданием и совестью», а также мнение Министра просвещения РФ С.С. Кравцова о том, что учитель – это призвание и одновременно очень непростой труд, вклад учителя в современное общество растет, и именно он формирует будущее страны. Он предостерёг от связанных с негативными сторонами процессов цифровизации рисками, которые могут возникнуть при непродуманном подходе к использованию различных технологий. По мнению Алексея Владимировича, это, прежде всего, сознательная подмена личности педагога его цифровым аналогом, что, в свою очередь, приводит к угрозе цифрового суверенитета на национальном уровне. Завершая доклад, А.В. Лубков подчеркнул, что цифровая среда призвана содействовать всестороннему раскрытию личности ученика и её богатого потенциала.
Проректор Пекинского педагогического университета, соучредителя с китайской стороны, Чжоу Цзоюй поддержал озвученные идеи и высказал готовность к расширению деятельности, укреплению взаимодействия между вузами-членами Союза.
На пленарном заседании с докладами выступили также профессор департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета В.В. Гриншкун, вице-президент Восточно-китайского педагогического университета господин Гу Хунлян и доцент Института прикладной математики и компьютерных наук Томского государственного университета Д.Д. Даммер.
Все доклады вызвали живую дискуссию и определили деловой и продуктивный характер продолжившейся конференции.