НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8366  8367  8368  8369  8370  8371  8372  8373  8374  8375  8376  8377  8378  (Дальше)

Кадры решают все!

23 августа 2008
Кадры решают все!
Газета "Комсомольская правда"

В пресс-центре "Комсомольской правды - Новосибирск" прошел круглый стол посвященный проблеме кадрового обеспечения

Тезис о том, что кадры решают все, кажется, остается актуальным во все времена. Несмотря на волны финансового кризиса, конъюнктуру рынка, каждый работодатель желает видеть в своем трудовом коллективе профессионального сотрудника, а работник, в свою очередь, ждет от топ-менеджмента хорошей зарплаты и социальных гарантий.

Но проблема в другом. Зачастую выпускник вуза оказывается не у дел - он не востребован, а предложения на рынке труда ему кажутся малопривлекательными. Более того, к примеру, возникает странная ситуация: профессиональный педагог ищет применение своих сил не в родственной для него сфере, а совершенно другой. Где и платят получше, и работа полегче… Так существует ли в нашей стране кадровый голод - проблема, с которой сталкиваются работники и работодатели, или все-таки острота ее не так очевидна, как может показаться?

На эти и другие вопросы мы искали ответы во время круглого стола, прошедшего на прошлой неделе в пресс-центре «КП».

Наши эксперты:

Альбина ЛЕОНОВА, НПО «Элсиб» ОАО, начальник управления по подбору и оценке персонала

Татьяна КОВТУН, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», начальник отдела по работе с персоналом

Николай ТАУШКАНОВ, кандидат социологических наук, директор Института переподготовки специалистов СибАГС

Алексей ГЕРАСЕВ, профессор, доктор биологических наук, ректор Новосибирского государственного педагогического университета

Людмила ЭМБЕРГ, методист отделения дополнительного образования ВКИ НГУ

Инна БАРАНОВА, проректор по учебно-методической работе Сибирской академии финансов и банковского дела, кандидат экономических наук, доцент

Ольга ЛИНЕЦКАЯ, начальник отдела подбора, оценки и развития персонала ОАО «Новосибирскэнерго»

Елена ВОРОШИЛОВА, Сибирская академия финансов и банковского дела, заместитель декана дневного факультета высшего профессионального образования по практикам

Сергей ДЕМИДОВ, директор компании «Антарес-Телеком»

Валерий ГРИЩЕНКО, директор Института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров СГУПС, доктор технических наук, профессор

Рабочая спецодежда не похожа на белый воротничок…

- Сегодня мы все чаще и чаще говорим о том, что существует тревожная закономерность: вузы готовят специалистов различного уровня, а на предприятиях, организациях различных отраслей народного хозяйства и экономики ощущается кадровый дефицит. В чем все-таки состоит суть этой проблемы?


Алексей ГЕРАСЕВ, ректор НГПУ:

- Действительно, существует проблема: наши выпускники не всегда работают по специальности. Мы готовим специалистов для различных отраслей экономики, но основная часть наших выпускников - это дипломированные специалисты для системы образования города и области. По нашим данным, в некоторых образовательных учреждениях до 70% учителей - люди предпенсионного либо пенсионного возраста. Однако в этом году в школы города пришло всего 218 наших выпускников, а выпустили более 1500 специалистов. При этом, согласно сведениям центра занятости, среди безработных наших выпускников практически нет. С одной стороны, объяснить подобную «вилку» легко: выпускники, благодаря универсальности педагогического образования, часто находят себя в той сфере, где им предлагают заведомо хорошую зарплату. С другой стороны, благодаря реализации национального проекта «Образование» сейчас средняя зарплата учителей превысила 14 тысяч рублей в месяц, и этот факт начинает влиять на занятость в сфере образования. Но проблема остается. Для того чтобы в различные компании приходили молодые кадры, необходимо, чтобы у работодателя произошли изменения, то есть их желание видеть у себя в коллективе молодых перспективных специалистов совпало с возможностью для выпускников достойно в этих компаниях зарабатывать. Безусловно, мы нуждаемся в более тесном взаимодействии с работодателем, который бы влиял на содержание образовательных программ, формировал заказ на конкретных специалистов и более активно содействовал их трудоустройству.


Ольга ЛИНЕЦКАЯ, начальник отдела подбора, оценки и развития персонала ОАО «Новосибирскэнерго»:

- Думаю, представлять нашу компанию не имеет смысла. Что касается кадров, увы, эта проблема нас сильно беспокоит. Да, мы сейчас не испытываем острой потребности в менеджерах, руководителях среднего звена. Но рабочие вакансии, где зарплата составляет 15 - 16 тысяч рублей у нас, зачастую оказываются невостребованными. На мой взгляд, проблема в другом. Вузы формируют завышенные материальные ожидания у будущих специалистов. И они уверены, что за свой труд должны получать гораздо большее вознаграждение, чем мы им предлагаем. Например, молодые менеджеры продаж, заработная плата которых зависит от объема продаж, имеют возможность быстро заработать 30 тысяч. У нас на предприятии, конечно же, получают такую зарплату, но это работники со стажем и опытом. А выпускники не хотят начинать свою карьеру с должности машиниста-обходчика. Понятно, что это грязная работа: кругом - солярка, машинное масло. Рабочая спецодежда не похожа на белый воротничок…

Главное - заказ?

- Мы говорили о некой проблеме во взаимоотношениях между работодателями и выпускниками вузов. На наш взгляд, нет четкого понимания того, каким должен быть специалист, который завтра придет на работу в ту или иную организацию. То есть, нет понимания того, что такое заказ специалиста от потенциального работодателя.


Инна БАРАНОВА, проректор по учебно-методической работе Сибирской академии финансов и банковского дела, кандидат экономических наук, доцент:

- На мой взгляд, проблема такая существует, но наша академия с ней справилась благодаря созданному институту стратегического партнерства. Нашими партнерами являются 27 общеобразовательных школ, десятки коммерческих организаций, страховых компаний и коммерческих банков. Понимая, что выпускники академии будут работать в финансово-банковской системе, мы ежегодно осуществляем корректировку рабочих учебных планов с привлечением потенциальных работодателей - наших партнеров. Достаточно плодотворно сотрудничество академии с Сибирским банком Сберегательного банка России, представители которого не только участвуют в формировании компетенций выпускника вуза, но и принимают наших студентов на технологическую, преддипломную практику и стажировку. Положительный результат дало сотрудничество с аудиторскими фирмами «ЭкоН» и «Финэкс», на базе которых создан «инкубатор» подготовки аналитиков и аудиторов для студентов нашего вуза. Академия тесно сотрудничает с органами государственной власти и местного самоуправления, принимая участие в реализации различных образовательных программ, направленных на подготовку и переподготовку кадров. Организация учебного процесса, ориентированная на обратную связь с работодателем, позволяет подготовить специалиста, востребованного на рынке, - 98% наших выпускников работают по специальности.


Николай ТАУШКАНОВ, кандидат социологических наук, директор Института переподготовки специалистов СибАГС:

- Должен быть сформулирован четкий социальный заказ на подготовку специалистов для той или иной сферы профессиональной деятельности. Для этого необходимы профессиональные стандарты, которые бы раскрывали содержание работы специалиста и требования к уровню его компетенции. Только на этой основе возможно формирование государственных образовательных стандартов по специальности или направлению подготовки, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Решить эту задачу можно только совместными усилиями учебных заведений и заказчиков (работодателей). В силу этого им необходимо поддерживать постоянный диалог.

Наконец, вуз должен и сам, не ожидая возможной реакции работодателей, работать, используя для этого все возможные инструменты для изучения и оценки потребности обучения в своей сфере образовательной деятельности. Мы, например, для этого постоянно проводим маркетинговые исследования, анкетирование выпускников и заказчиков образовательных услуг на предмет удовлетворенности их качеством, ежегодны совещания с руководителями кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления.

Что касается СибАГС, то главная проблема в организации работы по подготовке кадров заключается, по нашему мнению, в незавершенности процесса формирования института государственной и муниципальной службы. Отсюда противоречивые, порой диаметрально противоположные подходы к формированию и наполнению учебных планов по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Более того, сегодня не совсем ясна и судьба самой этой специальности - пока она не просматривается в реализуемой реформе высшего профессионального образования.

Наш подход заключается в том, что цель, характер и содержание управленческой деятельности государственного или муниципального служащего и менеджера фирмы или предприятия существенно различаются. Отсюда и подготовка специалистов для администраций муниципальных образований и субъектов Федерации должна быть сосредоточена в специализированных учебных заведениях. Не может любой вуз, лишь получив лицензию на право ведения образовательной деятельности, заниматься обучением этих специалистов. У нас же пока все наоборот. Только в Сибирском федеральном округе вузов, занимающихся образовательной деятельностью по специальности «Государственное и муниципальное управление», свыше 20.

Закажите студента

Валерий ГРИЩЕНКО, директор Института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров СГУПС, доктор технических наук, профессор:

- Безусловно, идеальный вариант миновать кадровый голод - создать тесную взаимосвязь между вузами и будущими работодателями. Студентов 3 - 4-х курсов должны заказывать предприятия, оговаривая те или иные обязательства, чтобы выпускники не остались без рабочего места. Но, к сожалению, схема не срабатывает, так как предприятия надеются, что выпускники и так найдутся. А если уж выпускника не устраивает заработная плата, нужно четко объяснить специалисту перспективы его работы, что если он будет выполнять свою работу на отлично, то есть возможность карьерного роста и, соответственно, зарплаты.

Если предприятия не включатся в систему подготовки кадров, кадровая проблема усилится при переходе на бакалавриат. Кстати, ничего нового в таком подходе нет - мировая практика свидетельствует, что основную тяжесть по подготовке кадров несут фирмы. Имеется богатый опыт реализации такого подхода и в России. Необходимо отметить опыт компании ОАО «РЖД», в которой создана одна из лучших в России система подготовки кадров. Прекрасно реализован этот подход на Западно-Сибирской железной дороге, где успешно функционирует многоуровневая система подготовки кадров, начиная с работы со школьниками (Детская железная дорога) и заканчивая подготовкой топ-менеджеров.

Елена ТУЕВА

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8366  8367  8368  8369  8370  8371  8372  8373  8374  8375  8376  8377  8378  (Дальше)