Интернет издание "БЕЗФОРМАТА.RU"
25 ноября состоялось заседание Ученого совета НГПУ, посвященное юбилею вуза. Ректор Алексей Дмитриевич Герасёв в торжественной обстановке объявил имена преподавателей и сотрудников, награжденных высшими наградами университета, а профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Владимир Ильич Баяндин представил результаты исследования истории создания учительского института в Ново-Николаевске.
В расширенном праздничном онлайн-заседании приняли участие более 100 человек, при этом коллектив вуза дистанционно поздравили директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Андрей Викторович Милёхин и Губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников. Открыл мероприятие ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв.
– Сегодня на заседании присутствуют члены Ученого совета, заведующие кафедрами, руководители отделов и управлений, преподаватели, сотрудники, ветераны, выдающиеся выпускники. По инициативе Совета старейшин и при поддержке Ученого совета университета в НГПУ утвержден большой перечень наград, который позволяет отметить успешных студентов, начинающих преподавателей, заслуженных педагогов и ученых, внесших значительный вклад в развитие университета, – подчеркнул Алексей Дмитриевич.
Самая высокая награда – нагрудный знак «За выдающиеся заслуги в развитии НГПУ» – была передана родственникам Петра Вольдемаровича Лепина, Президента НГПУ, ректора НГПИ-НГПУ в период с 1988 по 2008 гг. Звания «Заслуженный профессор НГПУ» удостоены профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания ИФМИП НГПУ Татьяна Александровна Трипольская и профессор кафедры иностранных языков Алексей Александрович Чернобров. Звание «Заслуженный работник НГПУ» получили заведующая кафедрой современного русского языка и методики его преподавания ИФМИП НГПУ Людмила Николаевна Храмцова, доцент кафедры изобразительного искусства ИИ НГПУ Андрей Николаевич Тимошенко и смотритель музея геологии ИЕСЭН НГПУ Инга Анатольевна Порошина. Нагрудным знаком «Гордость НГПУ» были награждены выпускники университета, добившиеся серьезных успехов в профессиональной деятельности. Это заместитель Губернатора Новосибирской области Ирина Викторовна Мануйлова, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав Иванович Молодин и заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Викторович Милогулов.
Также 16 сотрудников вуза получили нагрудный знак «За верность НГПУ», 25 сотрудников – нагрудный знак «За успехи в профессиональной деятельности», 10 молодых сотрудников вуза были награждены знаком «Профессиональный дебют», а 5 преподавателям было присвоено звание «Наставник НГПУ». Также 12 недавних выпускников институтов и факультетов, отличившихся в учебной и научной деятельности, были награждены нагрудным знаком «Лучший выпускник НГПУ».
После торжественной части с докладом «Ново-Николаевский учительский институт: забытые страницы истории (1917–1920 гг.)» выступил профессор кафедры отечественной и всеобщей истории ИИГСО НГПУ Владимир Ильич Баяндин. Ученый рассказал, что с начала XX века в сибирских городах стали организовывать учительские институты. В борьбе за право стать городом, где будет открыто подобное учебное заведение, Ново-Николаевск участвовал с самого начала, однако в первую очередь институты появились в Омске, Томске, Тобольске. Ново-Николаевский учительский институт был организован лишь в 1917 году, его руководителем стал Александр Константинович Волнин, впоследствии один из первых преподавателей, удостоенных звания «Заслуженный учитель школы РСФСР»; размещался институт в здании Ново-Николаевского реального училища. В связи со сложной ситуацией в стране, из 42 человек, поступивших в разное время в Ново-Николаевский учительский институт, окончить его смогли лишь 8 человек. В 1920 году, проработав 2,5 года, институт завершил свою деятельность и более не возобновлял ее, так как вскоре началась реформа образования, во время которой были реорганизованы и остальные учительские институты.
– Некоторые российские педагогические вузы, например, Вятский, Казанский, Нижегородский, Тобольский, Томский, Башкирский, Тверской, Ярославский ведут свою историю от учительских институтов. Как видите, немало учебных заведений, созданных уже в советское время, обращаются к дореволюционной истории, если в их городе существовал учительский институт, и даже, как томский педвуз, официально утверждают это, – сообщил Владимир Ильич.
Участники заседания высоко оценили доклад профессора Баяндина. После доработки исследование будет опубликовано в формате научной статьи, также было выдвинуто предложение о проведении лекции по данному вопросу для студентов.
– Успешное развитие образовательных систем невозможно без эффективных моделей подготовки педагогических кадров. В эти праздничные дни мы вновь обращаемся к истории создания нашего вуза и становления системы педагогических кадров в Новосибирске и области. Я хочу выразить благодарность Владимиру Ильичу Баяндину, который в сложное время распространения коронавирусной инфекции провел столь серьезное исследование. Также хочу поблагодарить наших уважаемых ветеранов и всех, кто поделился воспоминаниями, документами, фотоархивами и тем самым помог по крупицам восстановить многие моменты становления и развития НГПИ–НГПУ, – отметил Алексей Дмитриевич Герасёв.
В своем исследовании В.И. Баяндин показал: системе педагогического образования региона уже более ста лет. И Ново-Николаевский учительский институт, и Новосибирский вечерний пединститут, впоследствии выросший в НГПИ–НГПУ, были созданы с одной целью – обеспечить Сибирь учителями, и эту миссию НГПУ достойно выполняет все годы своего существования.
В расширенном праздничном онлайн-заседании приняли участие более 100 человек, при этом коллектив вуза дистанционно поздравили директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Андрей Викторович Милёхин и Губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников. Открыл мероприятие ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв.
– Сегодня на заседании присутствуют члены Ученого совета, заведующие кафедрами, руководители отделов и управлений, преподаватели, сотрудники, ветераны, выдающиеся выпускники. По инициативе Совета старейшин и при поддержке Ученого совета университета в НГПУ утвержден большой перечень наград, который позволяет отметить успешных студентов, начинающих преподавателей, заслуженных педагогов и ученых, внесших значительный вклад в развитие университета, – подчеркнул Алексей Дмитриевич.
Самая высокая награда – нагрудный знак «За выдающиеся заслуги в развитии НГПУ» – была передана родственникам Петра Вольдемаровича Лепина, Президента НГПУ, ректора НГПИ-НГПУ в период с 1988 по 2008 гг. Звания «Заслуженный профессор НГПУ» удостоены профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания ИФМИП НГПУ Татьяна Александровна Трипольская и профессор кафедры иностранных языков Алексей Александрович Чернобров. Звание «Заслуженный работник НГПУ» получили заведующая кафедрой современного русского языка и методики его преподавания ИФМИП НГПУ Людмила Николаевна Храмцова, доцент кафедры изобразительного искусства ИИ НГПУ Андрей Николаевич Тимошенко и смотритель музея геологии ИЕСЭН НГПУ Инга Анатольевна Порошина. Нагрудным знаком «Гордость НГПУ» были награждены выпускники университета, добившиеся серьезных успехов в профессиональной деятельности. Это заместитель Губернатора Новосибирской области Ирина Викторовна Мануйлова, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав Иванович Молодин и заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Викторович Милогулов.
Также 16 сотрудников вуза получили нагрудный знак «За верность НГПУ», 25 сотрудников – нагрудный знак «За успехи в профессиональной деятельности», 10 молодых сотрудников вуза были награждены знаком «Профессиональный дебют», а 5 преподавателям было присвоено звание «Наставник НГПУ». Также 12 недавних выпускников институтов и факультетов, отличившихся в учебной и научной деятельности, были награждены нагрудным знаком «Лучший выпускник НГПУ».
После торжественной части с докладом «Ново-Николаевский учительский институт: забытые страницы истории (1917–1920 гг.)» выступил профессор кафедры отечественной и всеобщей истории ИИГСО НГПУ Владимир Ильич Баяндин. Ученый рассказал, что с начала XX века в сибирских городах стали организовывать учительские институты. В борьбе за право стать городом, где будет открыто подобное учебное заведение, Ново-Николаевск участвовал с самого начала, однако в первую очередь институты появились в Омске, Томске, Тобольске. Ново-Николаевский учительский институт был организован лишь в 1917 году, его руководителем стал Александр Константинович Волнин, впоследствии один из первых преподавателей, удостоенных звания «Заслуженный учитель школы РСФСР»; размещался институт в здании Ново-Николаевского реального училища. В связи со сложной ситуацией в стране, из 42 человек, поступивших в разное время в Ново-Николаевский учительский институт, окончить его смогли лишь 8 человек. В 1920 году, проработав 2,5 года, институт завершил свою деятельность и более не возобновлял ее, так как вскоре началась реформа образования, во время которой были реорганизованы и остальные учительские институты.
– Некоторые российские педагогические вузы, например, Вятский, Казанский, Нижегородский, Тобольский, Томский, Башкирский, Тверской, Ярославский ведут свою историю от учительских институтов. Как видите, немало учебных заведений, созданных уже в советское время, обращаются к дореволюционной истории, если в их городе существовал учительский институт, и даже, как томский педвуз, официально утверждают это, – сообщил Владимир Ильич.
Участники заседания высоко оценили доклад профессора Баяндина. После доработки исследование будет опубликовано в формате научной статьи, также было выдвинуто предложение о проведении лекции по данному вопросу для студентов.
– Успешное развитие образовательных систем невозможно без эффективных моделей подготовки педагогических кадров. В эти праздничные дни мы вновь обращаемся к истории создания нашего вуза и становления системы педагогических кадров в Новосибирске и области. Я хочу выразить благодарность Владимиру Ильичу Баяндину, который в сложное время распространения коронавирусной инфекции провел столь серьезное исследование. Также хочу поблагодарить наших уважаемых ветеранов и всех, кто поделился воспоминаниями, документами, фотоархивами и тем самым помог по крупицам восстановить многие моменты становления и развития НГПИ–НГПУ, – отметил Алексей Дмитриевич Герасёв.
В своем исследовании В.И. Баяндин показал: системе педагогического образования региона уже более ста лет. И Ново-Николаевский учительский институт, и Новосибирский вечерний пединститут, впоследствии выросший в НГПИ–НГПУ, были созданы с одной целью – обеспечить Сибирь учителями, и эту миссию НГПУ достойно выполняет все годы своего существования.
Алина Кириенко