«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.
Трансляция онлайн-программы доступна на площадке федерального портала «Российское образование» и в официальной группе Минпросвещения России в социальной сети «ВКонтакте» (более 300 000 подписчиков).
Темой десятого выпуска программы стала приемная кампания в педвузах и колледжах, компетенции молодых специалистов, профессиональная реализация, а также варианты закрепления выпускников педвузов в образовательных организациях.
Гостями программы стали ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв, министр образования и молодёжной политики Рязанской области Ольга Сергеевна Щетинкина, замдиректора Московского центра развития кадрового потенциала образования Вера Андреевна Нилова, директор Лебедянского педколледжа Липецкой области Ольга Петровна Шовская. Модератор дискуссии – Александр Борисович Милкус, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ, обозреватель «Комсомольской правды».
Эксперты рассказали об основных тенденциях приемной кампании в педагогических вузах и колледжах, об актуальных направлениях подготовки будущих учителей и возможностях профессиональной самореализации, отметили рост интереса молодых людей к работе в школе. В частности, ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв подчеркнул как повышение конкурса среди абитуриентов, так и рост проходного балла в вуз:
– В педагогические университеты сегодня приходят абитуриенты, которые не просто хорошо знают школьные предметы, а готовы работать с детьми, получать новые навыки. Выявить таких молодых людей помогают олимпиады и конкурсы, которые проводят вузы. При этом система подготовки педагогических кадров в последние годы стала более гибкой и вариативной: студенты имеют возможность осваивать дополнительные курсы и программы, которые соответствуют как их личным запросам, так и запросам будущих работодателей.
Также Алексей Дмитриевич остановился на перспективах обучения на магистерских программах вуза:
– Бакалавр, приходя в магистратуру, может изменить свой профиль подготовки, расширить свои компетенции. Если студент обучался по бакалавриату на профиле «Математическое образование», то поступив в магистратуру, может выбрать, к примеру, такую программу, как «Физическое образование и астрономия» и стать универсальным специалистом. Кроме того, магистратура – огромный шанс для уже работающих педагогов. Во-первых, сделать апгрейд профессиональной подготовки, во-вторых, учитель может переквалифицироваться или получить дополнительную квалификацию. К примеру, директору школы нужен специалист по работе с одаренными детьми или специалист по инклюзивному образованию. Руководитель образовательной организации может направить на магистерскую программу педагога, у которого есть соответствующие навыки и интересы, и за 2,5 года получить хорошего специалиста. При этом очень важно, что магистратура в педвузах бюджетная. Наш вуз ежегодно получает в среднем 700 мест, из них две трети – на заочном отделении, что позволяет педагогам обучаться без отрыва от работы.
С каждым годом изменяется и программа обучения в организациях среднего профессионального образования. Директор Лебедянского педколледжа Липецкой области Ольга Петровна Шовская рассказала, что современные педагогические колледжи используют вариативную часть программы для формирования профессиональных компетенций в свете современных требований, и это позволяет готовить специалистов высокого уровня.
Каких же учителей ждут школы сегодня? Заместитель директора Московского центра развития кадрового потенциала образования Вера Андреевна Нилова уверена, что современной школе нужен учитель, который обладает навыками современной коммуникации и находится в эффективном взаимодействии со своими коллегами, интересуется, что происходит в предметной и межпредметной областях, в сообществе педагогов, с которым он взаимодействует.
Заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда» Александр Борисович Милкус, подводя итоги дискуссии, отметил, что одним из важных трендов системы образования сегодня является работа педагогических команд в школах и решение этой задачи на уровне вузов и колледжей также будет актуально. Кроме того, он напомнил, что педагогические вузы имеют большое значение для развития регионов:
– Пора отходить от шаблона, что в педвузах готовят только узких специалистов: это серьезные образовательные организации, которые выпускают целый спектр востребованных в разных сферах профессионалов, – резюмировал Александр Борисович.
Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».
Эксперты рассказали об основных тенденциях приемной кампании в педагогических вузах и колледжах, об актуальных направлениях подготовки будущих учителей и возможностях профессиональной самореализации, отметили рост интереса молодых людей к работе в школе. В частности, ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв подчеркнул как повышение конкурса среди абитуриентов, так и рост проходного балла в вуз:
– В педагогические университеты сегодня приходят абитуриенты, которые не просто хорошо знают школьные предметы, а готовы работать с детьми, получать новые навыки. Выявить таких молодых людей помогают олимпиады и конкурсы, которые проводят вузы. При этом система подготовки педагогических кадров в последние годы стала более гибкой и вариативной: студенты имеют возможность осваивать дополнительные курсы и программы, которые соответствуют как их личным запросам, так и запросам будущих работодателей.
Также Алексей Дмитриевич остановился на перспективах обучения на магистерских программах вуза:
– Бакалавр, приходя в магистратуру, может изменить свой профиль подготовки, расширить свои компетенции. Если студент обучался по бакалавриату на профиле «Математическое образование», то поступив в магистратуру, может выбрать, к примеру, такую программу, как «Физическое образование и астрономия» и стать универсальным специалистом. Кроме того, магистратура – огромный шанс для уже работающих педагогов. Во-первых, сделать апгрейд профессиональной подготовки, во-вторых, учитель может переквалифицироваться или получить дополнительную квалификацию. К примеру, директору школы нужен специалист по работе с одаренными детьми или специалист по инклюзивному образованию. Руководитель образовательной организации может направить на магистерскую программу педагога, у которого есть соответствующие навыки и интересы, и за 2,5 года получить хорошего специалиста. При этом очень важно, что магистратура в педвузах бюджетная. Наш вуз ежегодно получает в среднем 700 мест, из них две трети – на заочном отделении, что позволяет педагогам обучаться без отрыва от работы.
С каждым годом изменяется и программа обучения в организациях среднего профессионального образования. Директор Лебедянского педколледжа Липецкой области Ольга Петровна Шовская рассказала, что современные педагогические колледжи используют вариативную часть программы для формирования профессиональных компетенций в свете современных требований, и это позволяет готовить специалистов высокого уровня.
Каких же учителей ждут школы сегодня? Заместитель директора Московского центра развития кадрового потенциала образования Вера Андреевна Нилова уверена, что современной школе нужен учитель, который обладает навыками современной коммуникации и находится в эффективном взаимодействии со своими коллегами, интересуется, что происходит в предметной и межпредметной областях, в сообществе педагогов, с которым он взаимодействует.
Заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда» Александр Борисович Милкус, подводя итоги дискуссии, отметил, что одним из важных трендов системы образования сегодня является работа педагогических команд в школах и решение этой задачи на уровне вузов и колледжей также будет актуально. Кроме того, он напомнил, что педагогические вузы имеют большое значение для развития регионов:
– Пора отходить от шаблона, что в педвузах готовят только узких специалистов: это серьезные образовательные организации, которые выпускают целый спектр востребованных в разных сферах профессионалов, – резюмировал Александр Борисович.
Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».
Юлия Паначук