Коллектив НГПУ имеет большой опыт применения дистанционных технологий и электронного обучения в образовательном процессе. В вузе давно функционируют системы тестирования, дистанционного обучения, система персональных сайтов преподавателей и многое другое.
– Мы использовали имеющиеся наработки, немного изменили профиль ресурсов (например, на персональных сайтах преподавателей добавили глобальные студенческие группы), в кратчайшие сроки провели модернизацию систем, добавили необходимый функционал. Нагрузка на информационные сервисы университета выросла сразу в десятки раз, поэтому мы оперативно перенесли наши системы на новые серверы. Систему вебинаров развернули заново на серверах компании «Ростелеком» за пределами университета, чтобы снизить нагрузку на интернет-каналы НГПУ, – комментирует директор института открытого дистанционного образования Николай Александрович Пель.
В вузе было оперативно организовано обучение преподавателей и сотрудников, определены ключевые направления работы. Самым непростым при переходе на дистанционный формат специалисты называют необходимость привыкнуть к нему как к новой реальности взаимодействия: процессы должны быть формализованы, ведь возможность переспросить, уточнить информацию крайне ограничена. Поэтому преподаватели стараются максимально наполнить свои сайты и облегчить студентам поиск нужных материалов по их дисциплине.
– Наша первостепенная задача сейчас – сохранить качество обучения в новых условиях. Образовательный процесс в НГПУ ведется по плану: студенты дистанционно осваивают материал, проходят практику – либо выполняют задания в онлайн-формате, либо вышли в организации, не остановившие свою работу, например, детские сады, – отмечает проректор по учебной работе Николай Александрович Ряписов. – Итоговая аттестация тоже не вызывает тревоги, так как удачный опыт ее дистанционного проведения у нас имеется, и ему не один год. Некоторые вопросы имеются по поводу приемной кампании: сейчас нужно решить, как будут проводиться дополнительные творческие испытания.
Почти весь образовательный процесс и текущая аттестация происходят на платформе персональных сайтов преподавателей и интегрированной с ними собственной платформе вебинаров. Система персональных сайтов достаточно открытая, и преподаватели имеют полную свободу в разработке и размещении ресурсов на этой платформе. Для проведения вебинаров преподавателям не нужно обращаться за помощью к техническим специалистам: эта функция доступна непосредственно на персональных сайтах из любой точки мира, нужен лишь доступ к интернету. Ресурс персональных сайтов используется чрезвычайно активно. Количество проводимых вебинаров и число одновременных подключений к ним также сильно выросло, в дневное время серверы показывают постоянную стабильную загрузку.
– Для проведения занятий у студентов, которые находятся дома, мы используем программу Zoom, а для официальных мероприятий, заседаний с коллегами больше подходит программа 3CX. Еще один вариант – рассылка заданий по электронной почте. К сожалению, в этом случае преподаватель просто завален ответами, нагрузка колоссальная. Мы активно пользуемся собственными электронными УМК – по гистологии и эмбриологии, а также по физиологии – в которых собраны лекции и задания, не требующие лабораторного эксперимента, – отмечает заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ИЕСЭН НГПУ Роман Иделевич Айзман.
Промежуточная аттестация проводится преимущественно в системе exam.nspu.ru . Эта система закрытая, образовательный процесс на ней строго формализован и для студентов, и для преподавателей. Студенты имеют доступ исключительно к тем курсам, которые назначены им в качестве промежуточной аттестации, преподаватели имеют доступ исключительно к результатам выполнения заданий своих групп. Тестирование сопровождается визуальной идентификацией студента через веб-камеру.
Директор института открытого дистанционного образования НГПУ Николай Александрович Пель рекомендует преподавателям взглянуть на свой персональный сайт глазами студента: насколько просто ему будет сориентироваться и понять, что нужно выполнить сегодня, а что – до конца семестра. Еще один совет – постараться наладить информационное взаимодействие со студентами, чтобы расширить возможности обратной связи. Для этого можно использовать встроенные средства системы персональных сайтов, отдельные чаты и форумы, а также использовать мессенджеры, социальные сети и т.д.
– Хочется поблагодарить преподавателей: они смогли очень быстро переключиться на такой режим работы, буквально за пару дней освоили нужные системы. Поддерживаем с ними связь через различные сервисы – всегда отвечают быстро, не оставляют наши вопросы без внимания. Объемы заданий большие, да. Времени на их выполнение уходит много, но вряд ли с этим что-то можно сделать. Программа должна быть освоена! – комментирует студентка ФИЯ НГПУ Кристина Шишкина. – За это время все студенты успели подкачать свои навыки коммуникации, вспомнили, каково это – скучать по любимому университету, научились самоорганизации.
– Дистанционное обучение – это эксперимент и испытание для всех нас. У него есть и положительные стороны, и отрицательные. Мы распоряжаемся своим временем, но при этом значительно увеличился объем работы. Всем приходится работать в режиме нон-стоп и в очень сжатые сроки, постоянно приходится искать новые решения и возможности обучения. Но выход можно найти из любой ситуации, например, в ИКиМП мы запустили проект «Концерт с доставкой на дом», где студенты радуют своим творчеством в прямом эфире, – рассказывает студентка ИКиМП НГПУ Дарья Чащина.
– Новосибирский государственный педагогический университет одним из первых вузов в стране приступил к внедрению дистанционных образовательных технологий. За два десятилетия работы создан Институт открытого дистанционного образования, разработаны сотни электронных ресурсов, каждый преподаватель НГПУ имеет персональный сайт. Данный опыт позволил не только оперативно перевести учебный процесс в онлайн-формат, но и повысить конкурентоспособность образовательных программ нашего вуза, – отмечает ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасёв.
Юлия Паначук, Алина Кириенко,
Евгений Гришуков