НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  2434  2435  2436  2437  2438  2439  2440  2441  2442  2443  2444  2445  2446  2447  2448  2449  2450  2451 ...8378   (Дальше)

Большая перемена

18 июня 2019
Большая перемена
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области"

Победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко — не совсем обычный педагог. Не говоря уже о том, что 27-летний учитель-мужчина сейчас явление редкое, достаточно только сказать, что место работы Ивана — вечерняя сменная школа №8 при женской исправительной колонии №9 Новосибирска. Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом?

Вначале были раскопки…

— Встретить сейчас молодого мужчину учителя непросто. Почему вы выбрали эту профессию?

— Целенаправленно я работу не выбирал. Школу заканчивал в 2009 году в Здвинском районе, как раз в том году ЕГЭ впервые стал повсеместным. Подавал документы сразу в несколько вузов: и в НГПУ, и в СГУПС, по баллам прошёл везде. В итоге выбрал «пед». Не могу сказать, что это была мечта детства, хотя педагогические традиции в семье есть: моя мама — воспитатель в детском саду, но её пример не стал для меня основой. Только когда стал учиться на историка, а потом преподавать в школе, понял, что выбрал вуз правильно.

— А почему история?

— В школе она всегда меня интересовала. А когда мне было десять лет, в Здвинском районе велись археологические раскопки — и нас возили туда на экскурсию. Мне это безумно понравилось, позже, узнав, что в рамках обучения на учителя истории будет археологическая практика, ещё больше убедился в правильности выбора. В итоге в раскопках я участвовал пять лет — и в регионе, и за его пределами.

— Кто вас учил истории в школе? Обращаетесь к своему учителю за советами?

— Это Нина Васильевна Волкова, она до сих преподаёт в моей деревенской школе. На родине я бываю сейчас редко, но по возможности, конечно, стараюсь с ней встречаться. С коллегой на любую историческую тему поговорить всегда интересно.

— А как попали на работу в колонию?

— Обстоятельства складывались так, что работа мне понадобилась уже на пятом курсе — в 2013 году. Я хотел быть только учителем, но, когда попытаться устроиться в школу, в одном месте меня не взяли без диплома, в другой предложили нагрузку меньше 18 часов — меньше ставки. На таких же условиях меня готовы были взять и в эту школу. Сначала я отнёсся к этому предложению не очень серьёзно, но потом директор согласился принять меня без дип­лома. С тех пор уже шесть лет работаю там. Когда говорю людям, что работаю в исправительном учреждении, у всех реакция одна: «Охраняешь, что ли?». А потом удивляются: зачем там школа и кого учить?

Вольному — воля

— А действительно, кто учится в вашей школе?

— Самые разные ученицы! По закону те, кто не получил полное образование в школе, подлежат обязательному обучению. Не запрещается обучаться и тем, кто старше. Поэтому моей самой младшей ученице 18 лет, самой старшей — 54 года. Эта женщина отучилась в нашей школе все 11 лет и в этом году получила аттестат. Попав к нам, она не умела ни читать, ни писать. А сейчас приобрела и навыки работы на компьютере. В основном те, кто на свободе не посещал школу, — это цыгане. Они граждане России, поэтому у них есть право получить образование, а я помогаю им это право реализовать.

— Какие в вашей школе классы? Как они подбираются?

— Только по уровню образования. У кого есть семь классов — все, независимо от возраста, записываются в восьмой и так далее. Наполняемость разная, старших классов больше всего: десятых классов в этом году было шесть по 25 человек.

— Как у таких учеников с мотивацией? Во взрослом возрасте хочется им вообще сидеть за партой?

— Всё зависит от возраста. Кому за трид­цать — идут по собственному желанию, с ними немного проще. А те, кто моложе, часто говорят, что ходят на уроки потому, что их заставили. Но кому-то это по-настоящему интересно, особенно тем, у кого есть дети. Они понимают, что, получив знания, смогут легче общаться со своими детьми — бывает, что дети и родители учатся одновременно. Конечно, мотивация — одна из проблем любого учителя, только у нас она немного другая. И средства к её поднятию нужны другие. Например, волонтёрская деятельность. Наши ученицы при помощи администрации и учителей вяжут одежду, игрушки, потом дарят их в детские дома. Вот такая работа помогает им понять, зачем нужны знания.

— После освобождения они завершают образование или снова бросают на полпути?

— По-разному. Кто-то бросает, а кто-то доучивается в вечерних школах Новосибирска, сдаёт ЕГЭ и получает аттестат.

— Что их больше всего интересует в ваших предметах?

— В истории — больше современный период. А в обществознании — право. Тут уже сама жизнь подсказывает им, что на эту сферу надо обращать особое внимание. Принцип применения знания на практике, который воплощался ещё Макаренко, помогает нам работать и сегодня. Если показать человеку, как использовать знания, глобальных открытий он не сделает, но поймёт их значимость.

— С дисциплиной у вас точно проблем не бывает…

— Конечно, режим есть режим. Ситуации возникают разные, но система поощрений-наказаний работает и посещаемость всегда стопроцентная. Школа работает в две смены, потому что наши ученицы ещё и работают. Те, кто работает с утра, учатся во вторую смену, и наоборот. По сути, это единственный режимный момент. Плюс у нас нет открытого интернета. Но в рамках подготовки к ЕГЭ мы можем использовать позволенные общеобразовательные платформы. Кстати, в Новосибирской области мы единственная вечерняя школа в исправительном учреждении, которая сдаёт ЕГЭ. В этом году его сдали 44 наших выпускниц.

— И как результаты по истории?

— При минимальном пороге для поступления в вуз 32 балла у нас показатели от 52 до 61 балла. И я стараюсь, и ученики меня поддерживают, чтобы ниже среднего балла по области (50) мы не опускались. И все шесть лет моей работы так получается.

В режиме конкуренции

— Как в этом году проходил областной конкурс «Учитель года»?

— Туда я попал, победив сначала в Октябрьском районе, а затем в Новосибирске. Первый этап заочный: у каждого конкурсанта должен быть свой образовательный сайт, где надо публиковать свои методические материалы. Жюри оценивает сайт и выставляет баллы. Потом — написание эссе, а затем открытый урок в незнакомом классе, его тема объявляется за сутки до урока. Уроки традиционно проводятся в лицее №200, в 11-м классе. Ну а поскольку я работаю со взрослыми, то и найти общий язык с этими детьми мне немного проще. После этого этапа 15 оставшихся конкурсантов разбиваются на пятёрки и защищают образовательный проект, потом надо провести классный час со школьниками (тема сообщается за десять минут до начала). И десять человек, дошедших до конца, приглашаются на разговор с министром образования области. Сергей Федорчук спрашивал нас, как мы видим реализацию нацпроекта «Образование».

— А о чём были ваши урок и классный час?

— Самое забавное, что по тематическому планированию ко времени моего урока в выпускном классе изучается процессуальное право и уголовный процесс. Такому совпадению с учётом моего места работы эксперты даже удивились. Но и спрос с учителя в таком случае выше. Кстати, мне часто приходится отвечать на вопросы моих учениц по конкретным ситуациям, не нарушены ли где-то их права. А на классном часе в гимназии №1 дети выбрали тему «От сумы да тюрьмы не зарекайся».

— Вы ощутили разницу между вашими учениками и теми, с кем работали на конкурсе?

— Конечно. Разный возраст, разная ответственность. Семнадцатилетние хорошо осознают, что выбор, который они сейчас сделают, повлияет на их дальнейшую жизнь. А мои ученики свой выбор, пусть и неудачный, уже сделали, поэтому к будущему они относятся скептически. И задача учителя здесь — дать понять человеку, который совершил ошибку, что эта ошибка не фатальна и дальнейшая жизнь может сложиться по-другому, надо только осознать свою ответственность.

— Почему решили участвовать в конкурсе?

— У меня было две цели. Первая — личная: любой профессиональный конкурс — это всегда рост. Вторая — социальная. Отношение к таким местам, как то, где я работаю, не самое однозначное. Казалось бы, забор, решётка, колючая проволока, отгороженность от внешнего мира — какая там образовательная жизнь? А я хотел показать, что работа учителя не зависит от условий, в которых приходится работать, — важно работать качественно.

— Подготовка к федеральному этапу конкурса уже началась?

— 30 июня вылетаю в Москву, там будет пятидневный установочный семинар для региональных победителей с мастер-классами и тренингами. После семинара будем писать эссе. А сам конкурс начнётся в Грозном 21 сентября. Времени остаётся мало.

— Есть увлечения кроме педагогики?

— Ещё в школе активно начал играть в футбол, в университете уже играл за сборную вуза. Тогда у нас сложилась своя команда — и до сих пор регулярно встречаемся, чтобы погонять мяч, участвуем в турнирах.

— Наверняка ваши ученицы проявляют к вам романтическое внимание…

— Может, когда я пришёл в 21 год на работу, со стороны учениц и были какие-то мысли. Но я придерживаюсь правила: в школу прихожу как учитель и дистанцию там надо соблюдать так же, как и в обычной школе. Правильное отношение к себе сформировать удалось — и оно сохраняется. Хотя взрослые люди у нас на уроках часто ведут себя как обычные школьники.

— В среднюю школу уйти не хотелось?

— После первого года работы выбор у меня был — потому что получил диплом. Но решил попробовать ещё. А ещё через год понял, что если учитель подходит к делу творчески и качественно, то он может работать в любых условиях. После побед в городе и области мне уже несколько раз предлагали перейти в более статусную школу. Но пока я об этом не думаю.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА



источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  2434  2435  2436  2437  2438  2439  2440  2441  2442  2443  2444  2445  2446  2447  2448  2449  2450  2451 ...8378   (Дальше)