НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  3691  3692  3693  3694  3695  3696  3697  3698  3699  3700  3701  3702  3703  3704  3705  3706  3707  3708 ...8378   (Дальше)

Проект «Педагог-спасатель»: три года реализации

20 сентября 2017
Проект «Педагог-спасатель»: три года реализации
Информационно-методическое издание для преподавателей "Основы безопасности жизнедеятельности"

Андрей Акацатов, начальник Регионального центра СФО по развитию преподавания безопасности жизнедеятельно­сти, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и БЖД Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ).

Роман Айзман, доктор биологических наук, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и БЖД, директор НИИ здоровья и безопасности НГПУ.
В Новосибирском государственном педагогическом университете, на базе кафедры анатомии, физиологиии БЖД, подготовка специалистов по профилю «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется с 2000 года. Это одна из самых емких областей знаний, включающая в себя множество направлений: социальное, техногенное, природное, экологическое, информационное, экономическое, психолого-педагогическое, медико-биологическое и другие.

Кафедра готовит бакалавров профиля БЖД с учетом требований ФГОС. Студенты проходят различные виды практики за годы учебы. На первом курсе проводится ознакомительная практика, на втором – в летнем лагере, во время ежегодного туристского слета. На третьем и четвертом курсах соответственно студенты проходят в школах методическую и педагогическую производственные практики. Тем не менее всего этого, на взгляд профессорско-преподавательского состава вуза, было недостаточно. Переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр, магистр) и новые требования к формированию профессиональных компетенций выпускников этого профиля вызвали необходимость, наряду с уплотнением теоретической подготовки будущих учителей ОБЖ, усиления практиче­ской направленности курсов в тесной связи с будущими работодателями. Руководством университета было при­нято решение об организации допол­нительной подготовки на базе созда­ваемого студенческого спасательного отряда. В нем на добровольной основе могли заниматься во внеурочное вре­мя все желающие студенты, независи­мо от курса обучения.

Сама идея создания студенческих спасательных формирований не нова, но уникальность нашего отряда в том, что он является основой проекта «Педагог-спасатель» и создан не как общественная организация, входящая в состав РОССОЮЗСПАСа, а как струк­турное подразделение университета. Будущие педагоги могут заниматься любимым делом, повышая при этом свое мастерство и уровень знаний в сфере спасательного дела.

Все началось с идеи
Тесное сотрудничество с ГУ МЧС по Новосибирской области, член­ство в спасательном отряде и подготовка к получению квалифика­ции «спасатель» в учебном центре позволяет будущим педагогам по профилю «Безопасность жизнедеятельности» много практиковаться в ходе обучения. Сама идея проекта «Педагог-спаса­тель» зародилась и окончательно оформилась в конце 2013 года в На­учно-исследовательском институте (НИИ) здоровья и безопасности НГПУ. Конкретно проектом занимались университетская кафедра анатомии,

Ближе к жизни
В Новосибирском государственном педагогическом университете, на базе кафедры анатомии, физиологии и БЖД, подготовка специалистов по профилю «Безопасность жизнедея­тельности» осуществляется с 2000 года. Это одна из самых емких обла­стей знаний, включающая в себя мно­жество направлений: социальное, тех­ногенное, природное, экологическое, информационное, экономическое, психолого-педагогическое, медико­биологическое и другие.
Кафедра готовит бакалавров про­филя БЖД с учетом требований ФГОС.

Студенты проходят различные виды практики за годы учебы. На первом курсе проводится ознакомительная практика, на втором – в летнем лаге­ре, во время ежегодного туристского слета. На третьем и четвертом курсах соответственно студенты проходят в школах методическую и педагогиче­скую производственные практики.

Тем не менее всего этого, на взгляд профессорско -преподавательско ­го состава вуза, было недостаточно. Переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр, магистр) и новые требования к формированию профессиональных компетенций вы­пускников этого профиля вызвали не­обходимость, наряду с уплотнением физиологии и БЖД и Региональный центр Сибирского федерального окру­га (СФО) по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности. У проекта «Педагог-спасатель» были следующие цели:

  • повышение профессиональной компетентности студентов профи­ля «БЖД»;
  • получение студентами дополни­тельного образования – удостове­рения спасателя и добровольного пожарного;
  • формирование знаний и навы­ков безопасного поведения и здо­рового образа жизни учащейся молодежи;
  • профилактика опасного поведе­ния;
Уникальность нашего студенческого спасательного отряда в том, что он является основой проекта «Педагог­спасатель» и создан не как общественная организация, входящая в состав РОССОЮЗСПАСа, а как структурное подразделение университета. Будущие педагоги могут заниматься любимым делом, повышая при этом свое мастерство и уровень знаний в сфере спасательного дела.

Помощь в организации пожар­ной безопасности в образователь­ных организациях. В сентябре 2014 года приказом ректора было утверждено Положение о студенческом спасательном отряде (ССО) SALUS (от лат. «спасение»). Было определено место расположения отря­да. Энтузиасты разработали флаг, эм­блему, символику, форму отряда. Меж­ду ГУ МЧС по Новосибирской области, Сибирским спасательным центром МЧС России и НГПУ было заключено соглашение о сотрудничестве, пред­метом которого являлось оказание ор­ганизационно-методической помощи, в том числе в обучении на спасателя и добровольного пожарного.

За три года реализации проекта прош­ли обучение и аттестацию свыше 50 сту­дентов, из которых 18 уже окончили вуз.

Таким образом, проект развивает­ся успешно, он доказал свою жизне­способность. Весь процесс обучения студентов, решивших получить ква­лификацию и опыт спасателя, длится с октября по май. После конкурсного от­бора группа из 25 человек проходит те­оретическое обучение по 272-часовой программе первоначальной подготов­ки спасателя в Учебно-методическом центре по ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области.

Практическое обучение по этой программе осуществляется на базе Аварийно-спасательной службы Ново­сибирской области. Физическая подго­товка будущих педагогов-спасателей проводится на базе университета. До­полнительные курсы, такие как альпи­низм, медицина, спортивный туризм, ликвидация ДТП, организованы на базе Регионального центра Сибирско­го федерального округа по развитию преподавания безопасности жизнеде­ятельности (СФО РПБЖ). Там же ор­ганизуется подготовка команд отряда к различным соревнованиям спасате­лей.

Все эти годы, как и сейчас, перед студенческим спасательным отрядом стоят непростые задачи, реализуя ко­торые студенты повышают свою про­фессиональную компетентность как педагоги и спасатели. Они занимают­ся оказанием помощи в тушении по­жаров и проведении аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ под руководством органов, специаль­но уполномоченных на решение задач в области защиты населения и терри­торий от ЧС.

Студенты обучают учащихся жиз­ненно необходимым практическим навыкам безопасного поведения, ока­зания первой помощи и т.д. Силами спасательного отряда постоянно ор­ганизуется проведение профилакти­ческой работы по предупреждению несчастных случаев и пожаров среди студентов, сотрудников и преподавате­лей образовательных организаций Но­восибирской области. Ребята являют­ся неизменными участниками любых мероприятий по охране окружающей среды, популяризируют и показывают личный пример в приобщении к здо­ровому образу жизни. Они участвуют в соревнованиях по поисковым и спа­сательным работам разного уровня, в городских, региональных и всероссий­ских выставках, конкурсах, фестива­лях, олимпиадах, слетах, спортивных соревнованиях и иных мероприятиях.

У нас нет сомнения в том, что та­кую дополнительную подготовку для будущих преподавателей нужно расширять. Ведь только педагоги­практики способны дать учащимся именно те навыки, которые являются насущной жизненной необходимо­стью. Для этого, собственно, и суще­ствует данная дисциплина. Если же не давать учащимся практических навы­ков, то работа педагога будет идти вхо­лостую.


На едином «поле»
Успешно реализуемый проект «Пе­дагог-спасатель» – это далеко не все, что делается в университете для по­вышения качества преподавания дис­циплины. Ведь такая серьезная науч­но-практическая подготовка будущих преподавателей безопасности жизне­деятельности должна сочетаться с со­ответствующей системой повышения квалификации уже работающих педа­гогов. Тем более что в настоящее время до 85% школьных учителей ОБЖ в Но­восибирской области не имеют базово­го профильного образования.

Поэтому в сентябре 2014 года по нашей инициативе, при участии Цен­тра по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и пожарной безопас­ности Новосибирской области, было проведено собрание учителей ОБЖ, на котором педагоги сообща приняли ре­шение о создании региональной обще­ственной организации «Ассоциация учителей и преподавателей-организа­торов ОБЖ Новосибирской области» (далее – Ассоциация).

Изначально новая организация ставила перед собой ряд целей, реали­зация которых приведет к формирова­нию единого научно-образовательного пространства по безопасности жиз­недеятельности в регионе. С момента Педагоги сообща приняли решение о создании региональной общественной организации «Ассоциация учителей и преподавателей­организаторов ОБЖ Новосибирской области». Благодаря ей появилась возможность реализации планов учителей ОБЖ, которым не дано было сбыться в своих школах.

появления Ассоциации был дан новый импульс обсуждению актуальных во­просов преподавания дисциплины при реализации ФГОС общего образования. Кроме того, как показала жизнь, новая структура содействует и в вопросах со­циальной защиты педагогов.

По сути, это сообщество професси­оналов, решивших сообща добиваться нового качества преподавания без­опасности жизнедеятельности. Ассо­циация существует вот уже три года, и сегодня ее эффективность доказана временем. Реально, на практике объ­единяются усилия профильных пре­подавателей вузов и школьных учите­лей ОБЖ на общем поле деятельности. Внедряются новые педагогические технологии, формы и методы обуче­ния предмету ОБЖ и дисциплине БЖД. Формируются наиболее эффективные единые научные и методические под­ходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей и преподавателей. Значительно улуч­шилось методологическое и психо­лого-педагогическое сопровождение образовательных программ по ОБЖ в образовательных организациях.


Станции спасения
Сегодня в состав Ассоциации входит 39 человек, в том числе представители МЧС России и профессорско-препода­вательского состава вуза. Под эгидой этого добровольного объединения проводится ряд мероприятий, которые можно уже назвать традиционными. Благодаря им появилась возможность реализации планов учителей ОБЖ, которым не дано было сбыться в своих школах.

Так, например, ежегодно на терри­тории педагогического университета проводится «День здоровья и безопас­ности». Это мероприятие пользуется популярностью среди школьников и студентов и собирает ежегодно не ме­нее 300–400 человек. Спасатели и по­ жарные из подразделений МЧС России и военнослужащие Сибирского спасательного центра проводят открытые уроки и мастер-классы по тематике ОБЖ, а студенты-спасатели из отряда SALUS устраивают показательные вы­ ступления по спасению людей вследствие ДТП, техногенной катастрофы. Организуют конкурсы, проводят эстафету между студентами-спасателями и военнослужащими Сибирского спасательного центра. Школьники знакомятся со снаряжением, техникой и оборудованием спасателей и пожарных, что способствует профориентации будущих выпускников. Это праздничное мероприятие проводится в день очередной годовщины образования ССО «SALUS», вручаются почетные грамоты и призы студентам и учителям, достигшим успехов в ос­воении этой предметной области зна­ний. Атмосфера здесь всегда теплая и дружественная, как бывает, когда со­бираются единомышленники. По инициативе ССО «SALUS» для Ассоциации Региональным центром

СФО РПБЖ была разработана акция под названием «Безопасность в шко­лы – это реальность. Станции спасе­ния». Пока это единственный проект, позволяющий в виде открытого урока со школьниками, в «концентрирован­ном» виде, практически отработать пять уроков ОБЖ. Причем с активным участием преподавателей этих обра­зовательных организаций.

В ходе акции вместе с организа­торами и исполнителями обычно задействуется одновременно до 130 человек. Школьники проходят пять «Станций спасения», где получают знания и навыки в противопожарной безопасности, оказании первой по­мощи, подготовке начинающего аль­пиниста, преодолении зараженной местности, приемах самообороны. Всем ребятам выдается именной сер­тификат и значок.

Эти акции начали проводить с 2015 года. С тех пор Ассоциацией при помощи отряда SALUS и приглашен­ных общественных организаций от РОССОЮЗСПАСа проведено свыше 30 таких мероприятий в школах и кол­леджах, в ходе которых обучено свы­ше 3 тысяч школьников и студентов.


Новое качество подготовки
Отряд формирует свои традиции. Каждый год в июне учащиеся про­ходят аттестацию. Успешно выдер­жавшим все испытания студентам в торжественной обстановке вручают аттестационные книжки у памятника пожарным и спасателям.

Студенты отряда участвуют в раз­личных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, организуемых МЧС Рос­сии, Минобром и непосредственно родным вузом. Это позволяет закре­плять знания и навыки по безопас­ности жизнедеятельности, оценивать свой уровень подготовки в сравнении с другими командами.

Назовем некоторые из престиж­ных турниров, в которых участвовал ССО «SALUS». Это Всероссийские со­ревнования под эгидой психологи­ческой службы МЧС России «Челове­ческий фактор»; слет студенческих спасательных отрядов (Новосибирск, Кемерово); Всероссийский конкурс­тренинг студентов-спасателей World rescue competition; открытые сорев­нования молодежных добровольных пожарных дружин Новосибирской об­ласти и другие.

Кроме того, члены отряда посто­янно участвуют во всероссийских и региональных студенческих олим­пиадах по БЖД и многих других ме­роприятиях.

За три года реализации проекта «Педагог­спасатель» прошли обучение и аттестацию свыше 50 студентов, из которых 18 уже окончили вуз.

Ассоциация позволяет учителям аккумулировать опыт работы в дан­ной предметной области, выработать новые технологии преподавания, проводить обмен опытом и внедрение передовых методов обучения, повы­шать квалификацию и выделять луч­ших учителей.

большую и разнообразную работу со школьниками, повышая таким обра­зом свою педагогическую компетент­ность. Сюда входит проведение те­матических акций, открытых уроков ОБЖ, курсов и семинаров (или веби­наров) по подготовке школьников к олимпиаде по ОБЖ и т.д.

Студенты отряда активно ока­зывают помощь в проведении про­фильных смен «Школа безопасности», «Юный спасатель», областного ту­ристского слета, в организации учеб­ных точек на выставке «Сиббезопас­ность», городских акций «Безопасный город – детям», «Меняем сигарету на конфету» и других.

Таким образом, обучение и работа студентов профиля БЖД в спасатель­ном отряде позволяет существенно повысить уровень теоретической и практической подготовки будущих педагогов и приблизить обучение к нуждам и потребностям работодате­.

Такая взаимосвязь и преем­ственность в деятельности студен­тов – будущих учителей ОБЖ и уже работающих преподавателей этого направления – позволяет, с одной стороны, более качественно готовить учащихся к работе, вплоть до закре­пления в образовательной органи­зации уже на студенческой скамье. С другой стороны, учителя получа­ют возможность организованно со­вершенствовать свой теоретический и практический потенциал. Кроме того, конечно же, – активно общаться, обмениваться опытом.

Пока все это – результат трех­летней работы, но она расширяется, укореняется в вузе и становится нор­мой. Со временем будут и более суще­ственные достижения. Главное, что качество преподавания дисциплины все больше соответствует потребно­стям реальной жизни.

Страница: (Предыдущий)  1 ...  3691  3692  3693  3694  3695  3696  3697  3698  3699  3700  3701  3702  3703  3704  3705  3706  3707  3708 ...8378   (Дальше)