НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8072  8073  8074  8075  8076  8077  8078  8079  8080  8081  8082  8083  8084  8085  8086  8087  8088  8089 ...8378   (Дальше)

Лакмусовая бумажка для любителей литературы

18 января 2013
Лакмусовая бумажка для любителей литературы
Новосибирская открытая образовательная сеть

Как правильно подготовиться к олимпиаде по литературе? Запомнить годы жизни всех поэтов и писателей? Посчитать количество персонажей «Войны и мира»? Выучить определение «метафоры» и «эпитета»? Обладая набором теоретических знаний, участник олимпиады должен к тому же уметь структурировать свою работу, творчески подходить к заданиям, быть организованным и самостоятельным. А отрабатывают ли эти навыки на уроках литературы в школе?

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе прошел в Новосибирском государственном педагогическом университете. Ученикам 9, 10 и 11 классов было предложено 2 типа заданий: комплексный анализ художественного текста (ребятам досталось стихотворение А.С. Пушкина) и сопоставительный анализ двух поэтических текстов.
«Такой вид задания дает возможность ученику продемонстрировать собственный подход к анализу текста, – считает Наталья Владимировна Константинова, кандидат филологических наук, председатель предметной комиссии жюри по литературе. – Это определенная творческая свобода: никого не ставят в жесткие рамки, не уточняется, по какой методике нужно анализировать. Ребенок должен выбрать такой путь анализа, которому его научили в школе».
И вот здесь возникает проблема. С одной стороны, такого рода задание – это большой плюс: ребенок может продемонстрировать собственную методику анализа текста, проявить себя с творческой стороны, ведь никаких ограничителей в виде конкретных вопросов перед ним не стоит. Но с другой стороны, в этом и минус: отсутствие четких рамок сбивает с толку большинство школьников, мешает им сконцентрироваться.
«Очень часто при проверке олимпиадных работ мы замечаем, что ребенок просто не знает, с чего начать: уделяет внимание какому-то одному уровню, не может простроить логику между этапами своей работы, делает хаотичный анализ, – рассказала Н.В. Константинова, которая уже не первый год проверяет работы участников школьной олимпиады. – Ученики останавливаются на этапе наблюдения над текстом, то есть неверно понимают, что такое анализ текста, не делают обобщающих интерпретационных выводов по поводу функции того или иного явления в художественном тексте. Это уже высокий уровень анализа текста, и далеко не все на него выходят, несмотря на то, что это региональный этап олимпиады».

Очевидно, что задание «проанализировать текст» школьники воспринимают так, как их научили на уроках литературы. Кто-то начинает рассуждать о таланте поэта, многие пытаются найти в стихотворениях средства художественной выразительности (часто ограничиваясь метафорами и эпитетами), некоторые выделяют авторскую позицию и соглашаются или не соглашаются с ней. Большинство ребят занимаются «описанием» представленного произведения, тем самым демонстрируя неумение строить анализ как таковой. А что думают о таком задании сами ученики?
«Задание для меня было не очень сложное, – поделилась с нами своими впечатлениями Настя, ученица 10 класса из Куйбышевского района. – Здесь нужно было проявить свою фантазию. Если проявишь фантазию – можно легко написать. Я обычно стараюсь писать сочинения так, как чувствую. Если я прочувствую сам текст, то я пишу быстро и легко».
Не посчитала особо трудной свою задачу на олимпиаде и десятиклассница Оля из Новосибирска: «Для меня задание не представило огромной сложности, мы часто анализируем тексты на уроках литературы в школе. Я всегда справлялась с такими заданиями, но, конечно, могу упускать какие-то моменты, детали. Сложные задания на знания: там либо знаешь, либо нет. А если нужно какой-то анализ сделать, о чем-то поразмышлять, мне это легче, потому что я человек общительный, и для меня это особого труда не составляет».
Получается, что школьники-то, в отличие от экспертов, не видят никаких проблем в таких заданиях. Если умеешь размышлять и фантазировать – «анализ» будет вырисовываться легко и непринужденно. Однако не все участники олимпиады уверены в своих силах и способны выполнять задание с легкостью. Несмотря на то, что, казалось бы, такой тип задания, как анализ текста, не имеет «правильных» или «неправильных» ответов, старшеклассники прибегают к подсказке «помощь друга». В качестве «друга» выступают литературный справочник, старый добрый Интернет и даже любимый учитель, спрятавшийся в укромном уголке и готовый в любую минуту прийти на помощь. Так неужели школа настолько мало внимания уделяет подготовке учеников к олимпиаде?
«Если говорить о школьном курсе, то в каждой сильной школе проводятся дополнительные занятия по работе с одаренными детьми, подготовке к олимпиаде, учителя специально работают с заданиями прошлого года. Разумеется, олимпиадным заданиям нужно уделять особое внимание, – подчеркнула Наталья Владимировна. – Средний уровень школьной программы, на мой взгляд, не позволит хорошо подготовить ребенка к выполнению таких заданий. Задания здесь все-таки не простого школьного уровня, а выше среднего. Ведь это не ЕГЭ, это олимпиада, и здесь ребенок должен показать высокий уровень знания предмета».

Стоит отметить, что у ребят, которым недостаточно школьного курса для подготовки к олимпиаде, есть возможность получить дополнительные знания в других местах. Например, НГПУ ежегодно проводит занятия для школьников по подготовке к олимпиаде регионального тура. По результатам муниципального тура выявляются победители, им рассылаются приглашения, и для школьников это абсолютно бесплатно. Эти курсы проводят преподаватели из предметной комиссии, и у учеников есть возможность получить обратную реакцию от членов жюри, узнать о традиционных ошибках, проблемах.
Школы же, в свою очередь, в разной степени участвуют в подготовке своих учеников к олимпиаде. Об этом нам рассказали сами ребята.
«В школе мы часто анализируем тексты на уроках, – отметила ученица 10 класса Настя. – И когда я в школе писала олимпиаду, мне сказали, что у меня очень «ясное» сочинение получилось, очень приятно было. Но многие мне говорят, что я слишком громкие слова употребляю в своих сочинениях. В школе на олимпиаде были тестовые задания, нужно было ответить на вопросы по разным произведениям, и это было легко. Также надо было сделать анализ стихотворения «Бессонница» Тютчева. Потом я попала на второй тур, там нужно было проанализировать два стихотворения. Поэтому я ожидала такого задания, как здесь, готовилась, мне учителя помогали».
«На уроках в школе особого внимания подготовке к олимпиаде не уделяют, только после уроков можно прийти и поработать с учителем, если хочешь, – ответила нам другая школьница, Оля. – Перед этой олимпиадой у меня получилось только один раз встретиться с учителем».
В связи с таким разнообразием фактов и мнений возникает вопрос: а целесообразно ли проверять на олимпиаде знания ребенка в том или ином предмете на примере такого задания, которое в действительности он и не знает точно, как следует выполнять?
«На мой взгляд, такого типа задания – это своего рода «лакмусовая бумажка», которая сразу показывает весь уровень подготовки ребенка, – уверена Н.В. Константинова. – Когда есть задания и вопросы, для детей это проще, понятнее. Здесь же мы сразу видим, как ребенок умеет структурировать себя, свою работу, как он видит текст, как он его наблюдает, какие делает выводы. Эксперту это дает больше материала для оценивания, чем задания с точными формулировками. Но это сложнее детям. Здесь сразу все видно: речь ребенка, как он выбирает методику, как он видит текст, как чувствует, умеет ли анализировать».
Результаты олимпиады ни нам, ни ребятам пока еще неизвестны, но ясно одно: тот, кто получит за это задание наивысший балл, действительно блестяще разбирается в литературе.

Алена Юдина, отдел информации ОблЦИТ

Страница: (Предыдущий)  1 ...  8072  8073  8074  8075  8076  8077  8078  8079  8080  8081  8082  8083  8084  8085  8086  8087  8088  8089 ...8378   (Дальше)