--Алексей Дмитриевич, расскажите о первых результатах преобразований в ВУЗе.
-- В прошлом году мы открыли бакалавриат по первым восьми специальностям. Итоги подводить еще рано, но первый опыт показал, что студенты пока не совсем готовы учиться по новой программе. Во-первых, новое всегда немного пугает, во-вторых, существует определенная неизвестность: а что потом, когда в руки дадут диплом бакалавра? Куда и кем можно идти работать? И эти опасения обоснованы, потому что до сих пор у работодателя нет ясности, на какие должности принимать бакалавров и магистров и как тарифицировать их труд.
--Изменения в ВУЗе требуют разъяснительной работы среди студентов. Как она проводится?
-- Студентам объясняют, что в скором времени их знания будут оценивать по-новому. Не так, как они привыкли –оценками, а с помощью накопительных зачетных единиц по так называемой кредитной системе оценки знаний. Такая система предполагает создание для каждого учащегося своей образовательной траектории, в отличие от прошлых лет, когда студенты ВУЗа подчинялись общему плану. Теперь все дисциплины будут разбиты натри части: дисциплины группы А – они будут обязательны для всех, дисциплины группы Б – для них студент сам будет выбирать время и курс изучения и предметы группы В, выбранные самим учащимся. Это даст возможность студенту отказаться от ряда дисциплин на факультете, не имеющих прямого отношения к его будущей специализации, а выбрать те, которые ему больше всего нужны и интересны. Но проблема в том, что учащийся не всегда может сделать такой выбор самостоятельно. Ему требуется помощь. Поэтому уровневое образование потребует появления в ВУЗе новых ставок – академических консультантов. Они должны будут проводить со студентом беседы, выясняя, где тот предполагает работать, какую подготовку по предмету уже имеет, и помогать ему спроектировать индивидуальный график обучения. На переходном этапе мы поручаем эту работу заместителям деканов по учебной работе, кураторам и заведующим отделениями. В будущем, с полным переходом университета на уровневую систему подготовки, этим будут заниматься отдельные специалисты.
--Стандарты нового поколения предполагают активное участие работодателя в обучении будущих специалистов. Как это происходит на практике?
-- В целом, у нас в России так уж сложилось, что работодатели не очень-то вмешиваются в учебный процесс. Они даже юридических оснований для этого вмешательства не имеют. Поэтому нередко бывает так, что выпускник приходит устраиваться на работу, не имея необходимых навыков. Особенно заметно это в технических профессиях: учат на одном оборудовании, а работать приходится на другом. В образовании будущих педагогов свои проблемы. К сожалению, у нас в стране все нововведения в школе делают очень спешно, и зачастую мы за ними не успеваем. Поэтому для нас так важно наладить технологию взаимоотношений с будущими работодателями. Сегодня мы активно ведем диалог с органами управления образованием, и надеемся, что в ближайшее время это взаимодействие будет выстроено должным образом.
--Алексей Дмитриевич, вот уже скоро год как Вы вступили в должность ректора университета. Что сделано за этот период?
-- Многое сделано в деле технического оснащения учебного процесса. Прошлым летом мы закупили 25 комплектов интерактивного оборудования, каждый из которых включает интерактивную доску,компьютер и проектор. Этим оборудованием мы оснастили 25 аудиторий. Теперь педагоги смогут приносить на лекции в качестве наглядного материала свои презентации на любом электронном носителе и более качественно проводить занятия. Параллельно запущена программа подготовки преподавателей для работы с новым оборудованием. Серьезные вложения сделаны за прошедший год и в библиотеку. Заказано много новой литературы. Ведется большая работа по перевод убиблиотеки в электронную форму. На сайте НГПУ уже есть доступ в электронный книжный каталог, и любой студент теперь может найти и выписать нужные книги, невыходя из дома. Компьютеризирована и система выдачи литературы. Все это позволило увеличить скорость обслуживания читателей и сократить очереди в библиотеке.
--В этом году Министерство образования и науки поменяло правила приема абитуриентов. Что ждет в связи с этим выпускников школ?
-- Фактически, и ВУЗы, и абитуриенты в этом году оказались в совершенно непривычной, уникально тяжелой ситуации. Главная проблема -- тотальный ЕГЭ. Учитывая плохой опыт прошлых лет, мы опасаемся, что даже успешные выпускники школ могут растеряться и показать более низкий результат. Поэтому мы планируем проводить разъяснительные беседы с родителями и детьми. Так, вопросам сдачи ЕГЭ будет посвящено городское родительское собрание в рамках Сибирской ярмарки «Учитель 2009», которое состоится в стенах ВЦ «Сибирская ярмарка» 6 марта в 12.00 часов. В нем примут участие специалисты нашего ВУЗа и Департамента образования области.
Дополнительные сложности для абитуриентов создают сроки выбора экзаменов: уже до 1 марта они должны были определиться с перечнем экзаменов на ЕГЭ. Лучший выход в этой ситуации – внести в заявку на сдачу большее количество предметов. Это создаст условия для маневров при поступлении.
Есть и хорошие новости. В этом году Министерство образования и науки не будет урезать план приема в ВУЗы, а также увеличит количество мест в аспирантуре и магистратуре.