Проводящийся уже в пятый раз форум органов студенческого самоуправления педагогических вузов «В Томске» — это три дня мастер-классов, тренингов, круглых столов по 7 направлениям. Студенческие советы, профсоюзные организации, студ. клубы, педагогические отряды, патриотические клубы, волонтерские движения, студенческие СМИ — поле деятельности будущих педагогов обширно.
В течение форума 104 участника обязаны улучшить свои навыки под руководством студентов Томского государственного педагогического университета и приглашенных экспертов. А ещё нужно исправно посещать мастер-классы и активно участвовать в обсуждении предложенных тем (впрочем, для активистов это правило хорошего тона). Кроме того, есть уникальная возможность задать вопросы первым лицам Росмолодежи, РСМ и Российского студенческого центра при Минобрнауки РФ, обсудить пути решения имеющихся в деятельности студенческого самоуправления проблем.
— В России в настоящий момент проводится довольно много разнообразных форумов. Их организует «Росмолодежь», а также около 130 вузов, победивших в конкурсном отборе ПРДСО. Направления работы очень разнятся: это не только студенческое самоуправление, а ещё инновации, волонтерство, пропаганда здорового образа жизни и так далее, – подчеркивает директор Российского студенческого центра при Министерстве образования и науки РФ Николай Александрович Осянин. – На пленарном заседании поднимался вопрос, что крупные форумы находятся далеко от образовательных организаций. Но они нужны для решения каких-то глобальных задач – получения грантов, например. Тогда как уже региональные форумы помогают обратить внимание представителей власти на важные для студенчества и вузов вопросы. Подобная форумная составляющая позволяет обмениваться контактами, поддерживать друг друга, и именно это поощряет Минобрнауки РФ.
Томск, Новосибирск, Омск, Новокузнецк, Бийск, Соликамск, Казань, Красноярск, Екатеринбург, Благовещенск, Ишим, Барнаул, Уфа, Чебоксары… Кроме очевидного критерия – принадлежности к педагогическим профессиям – участников объединяет схожесть структуры студенческого самоуправления. И стендовая презентация (представление вузов и рассказ о деятельности студентов) наглядно показывает — всем есть чему друг у друга поучиться.
– Основной задачей внеучебной деятельности вуза является развитие социальных и профессиональных компетенций студентов. И здесь имеют огромное значение социальные проекты, существующие вне вуза, и позволяющие посмотреть на опыт, полезный для нашего университета, – отмечает проректор по воспитательной и социальной работе НГПУ Николай Николаевич Киселёв. – Чем больше наши студенты участвуют в управлении вузом и организации своей деятельности, тем более эффективным станет образование, тем больше к нам придет прекрасных абитуриентов. Также студенческое самоуправление позволяет избежать неконструктивных решений относительно личности студента, позволяет выявлять в системе подготовки слабые места, корректировать учебные программы, получать постоянную обратную связь.
В каждом заявленном направлении должен происходить обмен опытом, формирование своеобразной экосистемы, направленной совершенствование учебно-воспитательной деятельности не только внутри университета, но и, впоследствии, в школе. Логично, что все это невозможно без наличия устойчивых связей между студентами, выпускниками и руководителями различных студенческих структур.
Средства формирования связей между студентами педагогических вузов страны предельно разнообразны и не ограничиваются мастер-классами и пленарными заседаниями. Что может сплотить студентов сильнее, чем командная работа над различными ситуационными кейсами и жаркие дискуссии? Командно-тактическая игра, интерактивы, да даже знакомый всем веревочный курс.
Из года в год программа форума «В Томске» строится приблизительно по одной схеме. Но за счет небольших перестановок, принципиально разных мастер-классов, стремления организаторов к совершенству и расширения географии участников, каждый съезд получается совершенно не похож на предыдущий. И в этом заключается «неясность результата» — невозможно предугадать, в какую сторону выведут полученные знания. Да и планка качества каждый раз повышается на несколько уровней.
— Делегация НГПУ посещает форум уже в четвертый раз. И каждый визит – это не только возможность посмотреть на опыт других педагогических вузов страны и презентовать себя, — рассказывает председатель Объединенного совета обучающихся НГПУ, студентка 4 курса Института детства НГПУ Анастасия Викульцева. — Никогда нельзя останавливаться в развитии и успокаивать себя, что имеющийся уровень достаточен. И форум «В Томске» для нас – это мотиватор, позволяющий оценить правильность выбранного направления движения, и вовремя его скорректировать. За годы визитов на форум, мы многое вынесли для себя, часть задумок уже воплощается в деятельности студенческих активов, часть держится про запас, до подходящего случая. Но ничего не уходит впустую.
Текст: Василий Вагин
источник >>>