НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  5266  5267  5268  5269  5270  5271  5272  5273  5274  5275  5276  5277  5278  5279  5280  5281  5282  5283 ...8439   (Дальше)

Учитель с особыми целями

30 октября 2015
Учитель с особыми целями
Газета "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области"

Впервые сельские учителя могут получить высшее образование в магистратуре НГПУ по целевому набору.

Шанс на новый диплом

Свежеиспечённый магистрант и будущий дипломированный педагог Владимир Андриенко доволен — вступительные экзамены позади, и сегодня начались первые лекции.

Уже через два с половиной года он, учитель средней школы из Барабинска, получит профильное образование. «У меня уже есть высшее юридическое, а в школе три года преподаю ОБЖ. Мне нравится эта работа — и педагогическое образование необходимо. Тем более, обсуждается закон, что, возможно, работать разрешат лишь тем, у кого есть профильный диплом», — объясняет наш собеседник, один из «целевиков»-магистрантов регионального министерства образования в Новосибирском государственном педагогическом университете.

Целевые магистратура и бакалавриат — хороший шанс для сельских и городских учителей и работников дошкольных учреждений переквалифицироваться или получить высшее, профильное, образование. В этом году состоялся первый такой набор в магистратуру НГПУ. Но уже очевидно, что далеко не последний. Пока по этой программе в НГПУ поступило 17 человек от районов области и 22 — от Новосибирска. «Целевики»-бакалавры — формат более привычный и отработанный. Их по заявке регионального министерства в этом году набрали 146 человек. Всего целевой набор в НГПУ увеличился в три раза.

— Целевой набор и дальше будет расти. Политика государства такова, что большая часть бюджетного набора в медицинские, педагогические и аграрные вузы станет целевой — чтобы выпускники вузов гарантированно шли в профессию, — объясняет Елена Кавалер, секретарь приёмной комиссии НГПУ.

Процедурный вопрос

Процесс целевой подготовки в НГПУ организовали совместно с министерством образования Новосибирской области — встречались, обсуждали, как лучше использовать программы вуза для работников системы образования области, должна ли это быть переподготовка или повышение квалификации.

Затем собрали заявки с мест — выяснили, сколько требуется учителей. «По области это сотни человек», — подводит итоги «переписи» Елена Ивановна.

— Иногда нужно дать профильное высшее образование тем учителям и работникам дошкольного образования, которые работают после колледжей — и даже не всегда педагогических. А иногда нужно перепрофилировать учителя — как, например, педагога-географа из Убинки, которая шесть лет вела кружок по ИЗО и вот сейчас, благодаря профильному образованию, может перейти на новый уровень, — объясняет Кавалер.

После необходимых подсчётов одобренная вузом заявка на целевых специалистов уходит в федеральное министерство образования. После корректировки информация о количестве мест по целевому набору доводится до заинтересованных — и для вуза начинается не самое простое время.

— Процедура жёсткая, она определена постановлением правительства области. Желающих поступить в этом году было гораздо больше, чем допущенных до вступительных испытаний: многие приезжали и говорили: «Ой, а мы не успели оформить документы»… Например, привезти договор со школой или сдать ЕГЭ — он необходим вне зависимости от возраста поступающего, если у абитуриента нет ничего, кроме школьного аттестата. И слёзы были, вспоминает секретарь приёмной комиссии.

История с обязательствами

Специалисты-целевики несут обязательства перед работодателем — вернуться и проработать как минимум три года.

Негласный вариант «не приехать» возможен — как правило, в случае замужества или женитьбы. Но неженатый Андриенко на наш вопрос возмущённо машет руками: «Как я могу не приехать? У меня там дети!».

Удивительно, но некоторые учреждения не захотели брать на себя обязательства — именно они, например, должны оплачивать целевикам-заочникам дорогу к месту учёбы и проживание. Суммы вроде бы небольшие — так, Владимир Андриенко рассказал, что его дорога из Барабинска в Новосибирск и двадцатидневное проживание в этом семестре обойдётся его школе в сумму меньше десяти тысяч рублей, но, тем не менее, даже такие деньги кого-то остановили.

По сути, всё высшее образование в советские времена было целевым — отучился за государев счёт, будь добр, отработай там, куда страна пошлёт. В основном долг Родине молодые специалисты отдавали. С наступлением новой экономики государство стало оплачивать образование умных студентов-бюджетников, а родители — остальных. Целевую контрактную подготовку государство начало использовать тогда, когда выяснилось, что редкие «умные», со всей ответственностью выбравшие профессию, хотят выполнять желания государства, а не свои собственные. В большинстве своём они почему-то выбирали «звёздные» гимназии, а не сельские школы в глухомани. А «коммерческие студенты» в подавляющем большинстве вообще вкладывали деньги в корочки о высшем образовании, которое просто должно быть — вне связи с дальнейшей трудовой деятельностью.

Работа над ошибками

Теория была хороша: областной бюджет оплачивает обучение, а школа ждёт готового специалиста на вакансию.

Но уже в 2013 году региональный минобр проанализировал результаты — так красиво, как в теории, не получалось. Возникало несколько проблем, но основная — разбег между проходными баллами для абитуриентов в общем конкурсе и «целевиков» — контракт могли использовать троечники как способ поступить в вуз. Отличного специалиста такой вариант не гарантировал. В итоге областные власти пришли к выводу, что систему нужно модернизировать. И в 2013 году «сделали паузу» — сократили целевой набор в педагогический университет в два раза: десять мест вместо прежних двадцати.

— В этом году на целевые места был конкурс — и все их заполнить не удалось. Так, заявок от регионального министерства образования для целевиков-заочников в магистратуру было 47, а зачислили мы 17 человек. В бакалавриате было 125 мест, а поступило 55 ребят, — рассказывает Кавалер.

Минимальная планка по результатам ЕГЭ, согласно требованиям регионального минобра, — не менее 160 баллов по трём предметам. Были целевики и с 210 баллами, вспоминает Елена Ивановна.

Сложности возникали у педагогов, желающих перепрофилироваться, — если математик хочет стать географом, то базовыми знаниями по вожделенному предмету он должен овладеть ещё до начала обучения. Были трудности и с физической подготовкой — если учителем физкультуры хочет стать бухгалтер, то кондиции спортсмена приобрести нужно до сдачи нормативов. «Они у нас рассчитаны всё-таки на спортсменов», — признаётся секретарь приёмной комиссии.

В вузе подвели итоги приёмной кампании, оценив её как вполне успешную: «Обычно, если оставались вакантные места по заочной форме обучения, то мы дозачисляли студентов в сентябре. В этом году такого не было. Если говорить о каких-то организационных моментах, то было удобно видеть списки тех потенциальных студентов, кто шёл к нам по программе. Так сделал муниципалитет в этом году, и мы хотели бы, чтобы и область поступила так же в следующем наборе», — надеется Елена Кавалер.

На коллегии регионального министерства образования специалистов больше волновали возвращённые в общий конкурс места. «Шире информировать» и «лучше мотивировать» — такие задачи поставлены на следующий год.

— Нужно поддерживать и сопровождать студента весь период обучения. И формировать институт наставничества уже по месту работы. Тогда благодаря комплексной работе удастся создать механизмы закрепления молодых специалистов на местах и мотивировать их на дальнейшее продолжение работы после окончания вуза, — убеждён министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Нелюбов.

Лена ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото Валерия ПАНОВА




источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  5266  5267  5268  5269  5270  5271  5272  5273  5274  5275  5276  5277  5278  5279  5280  5281  5282  5283 ...8439   (Дальше)