Масштабная программа модернизации педагогического образования стартовала в России 1,5 года назад. Новосибирский государственный педагогический университет является единственным педагогическим вузом на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока, ставшим одним из 13 вузов – исполнителей проектов модернизации педагогического образования. Для того, чтобы обсудить, что сделано за период реализации программы, в НГПУ собралось широкое профессиональное сообщество.
Ректор вуза Алексей Дмитриевич Герасёв на открытии Всероссийской конференции обратил внимание участников на следующий этап программы: переход от апробации новых подходов и моделей подготовки педагогов к их реализации:
— Модернизация педагогического образования — важнейший, без преувеличения проект, в реформе высшего профессионального образования Российской Федерации. Ведь речь идет не о судьбе какой-то отдельной отрасли, речь идет о судьбе всего образовательного комплекса страны. Если у нас не будет современного учителя, учителя, отвечающего всем вызовам времени, без преувеличения скажу, что у страны не будет будущего. Поэтому мера ответственности очень высока, и я думаю, что мы сегодня плодотворно поработаем, обсудим те наработки, те результаты, которые уже есть и подумаем, как систему педагогического образования сделать в стране современной и более эффективной.
О глобальных трендах подготовки педагогов рассказал на пленарном заседании Всероссийской конференции директор департамента магистерских программ Института развития образования НИУ «ВШЭ», международный эксперт проекта Александр Михайлович Сидоркин. В частности, он отметил:
— Нужно признать, что в образовании, как и в любой другой отрасли, есть вопросы, на которые мы пока не знаем ответа. Например, мы не знаем, чем отличается хороший учитель от плохого, каким образом оценивать эффективность труда педагога и многое другое. Вместе с тем есть глобальные тренды в подготовке педагогов, которые мы не можем игнорировать. Это поиск набора четких и ясных компетенций, которыми должен владеть педагог, высокая степень практикоориентированности программ, развитие системы наставничества в школах, развитие ИКТ-компетентности учителей и др. И в этом смысле Российская система педагогического образования развивается в том же направлении.
Проектор по стратегическому развитию НГПУ Наталья Васильевна Алтыникова, являющаяся руководителем проекта «Разработка и апробация новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — экономика)», предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» выступила с пленарным докладом, основанным на материалах вузов – операторов (ГБОУ ВПО МГППУ и НИУ ВШЭ) и вузов – участников проекта. В докладе были приведены обобщенные результаты работы, проведенной всеми участниками проекта модернизации педагогического образования:
— Ключевой идеей проекта является максимальное приближение процесса подготовки педагогов к их будущей профессиональной деятельности. А это значит, что, во-первых, при проектировании образовательных программ мы должны ориентироваться на те нормативные документы, которые описывают требования к деятельности учителя. Это прежде всего Профессиональный стандарт «Педагог», а также федеральные стандарты высшего и общего образования. А во-вторых, необходимо максимально раннее включение студентов в профессиональную практику, которая, на наш взгляд, должна быть непрерывной и начинаться с первого курса. В рамках проекта мы разработали и апробировали технологии такой работы.
Конференция проводилась в очном формате. Все мероприятия конференции транслировались в режиме онлайн и в настоящее время видеозаписи находятся на официальном сайте ФГБОУ ВПО «НГПУ» в режиме открытого доступа.
Одним из значимых достижений прошедшего года с момента запуска нового проекта в НГПУ считают создание региональной образовательной сети, включающей базовые кафедры, стажировочные и инновационные площадки на базе 42 образовательных организаций общего и дополнительного образования. Проект был реализован совместно с Министерством образования, науки и инновационной политики НСО, что подчеркнул в своем докладе министр Сергей Александрович Нелюбов.
— Работа, связанная с формированием стажировочных площадок для педагогической практики, и то направление, которое активно реализует наш педагогический университет, позволяет не только двигаться дальше, но и раскрыть дополнительные ресурсы и новые возможности. В педагогическом университете работает команда профессионалов, и, имея такой ресурс, безусловно, система образования региона активно старается его профессионально использовать. И я думаю, что эта работа будет продолжена.
Проект модернизации педагогического образования реализуется под патронажем Комитета по образованию Государственной Думы РФ. В работе конференции принимала участие заместитель руководителя комитета, депутат Госдумы Ирина Викторовна Мануйлова.
— Изменения, которые сегодня происходят в рамках проекта модернизации, они, на мой взгляд, весьма уверенно демонстрируют, что мы на правильном пути. Потому что те отзывы, которые мы сегодня слышим от ребят, ставших участниками экспериментальных групп, те предложения, с которыми выходили участники образовательного процесса всех уровней, нашли отражение в федеральном проекте. Кроме того, мы сегодня имеем уникальную возможность поделиться друг с другом опытом, который уже наработан не только на территории Новосибирской области, но и на территории ведущих регионов России в системе общего образования, — отметила Ирина Викторовна.
Пленарное заседание перешло в работу секций, на которых собравшиеся участвовали в панельных дискуссиях, проектно-аналитических сессиях, презентациях, воркшопе, и мастер-классах. Как отметил первый проректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Александрович Гончаров, прошедшим мероприятием и по масштабу и по содержанию мог бы гордиться любой вуз Москвы или Санкт-Петербурга. Качество подготовки было выдержано, начиная от дизайна программы и до содержания дискуссий на секциях. Где говорили о конкретных, практических результатах проведенной работы, ставили проблемы и искали пути их решения.
— Я сторонник сетевого подхода к развитию вузов, у каждого должны быть представлены свои сильные стороны, свои реперные точки для общего пользования, для обмена продуктивным опытом, что, как мы видим, сегодня и происходит в НГПУ, - сказал Сергей Александрович.
Работа Всероссийской конференции «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации: подходы, технологии, перспективы» завершилась подведением итогов работы секций, а также представлением и обсуждением резолюции.