НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  2323  2324  2325  2326  2327  2328  2329  2330  2331  2332  2333  2334  2335  2336  2337  2338  2339  2340 ...8332   (Дальше)

Опорные школы РАН: НГПУ вошел в рабочую группу проекта

23 июля 2019
Опорные школы РАН: НГПУ вошел в рабочую группу проекта
Интернет издание "БЕЗФОРМАТА.RU"

В президиуме Сибирского отделения РАН прошло установочное совещание по организации опорных школ (ОШ) РАН в Новосибирской области, сообщает газета Сибирского отделения РАН «Наука в Сибири».

Кому учить

Открывая встречу, председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон остановился на главном: «Основная задача проекта создания опорных школ РАН — мотивация способных ребят поступать в университеты научной и научно-технологической направленности, а не коммерческой. Я сам прошел близкий путь: учился в обычной школе, проходил практику на заводе, но у нас были такие учителя, которые давали нам очень многое, мы ходили за ними буквально по пятам… Затем Московский физико-технический институт, который готовил не гениев, а “старших офицеров” науки. Сегодня на то, чтобы собирать и развивать способности талантливых ребят, нацелены опорные школы РАН».

«Да, у нас есть физматшкола, теперь СУНЦ НГУ, но это особая школа, формат которой нельзя тиражировать: она, прежде всего, “вытаскивает” одаренных ребят из глубинки. — уточнил В.Н. Пармон. — В стране всего четыре таких учебных заведения, за Уралом — одно, в новосибирском Академгородке. Это полувековая история, отшлифованные учебники и курсы, прекрасно поставленная работа лабораторий».

Председатель СО РАН предложил переносить опыт СУНЦ в опорные школы РАН не внедрением туда ученых-преподавателей, а повышением квалификации работающих там учителей и подготовкой новых. «Идея “ученый приходит в класс” — не самая продуктивная, — считает Валентин Пармон. — Да, у нас есть аспиранты и молодые ученые, которые самоотверженно преподают, но к этой работе не многие расположены и многие не допускаются по формальным правилам. Главное, что должно быть сделано — налажена подготовка учителей высочайшей квалификации и последующее совершенствование их компетенций». Академик предложил руководству Новосибирского государственного педагогического университета и СУНЦ НГУ договориться о формах совместной работы в этом направлении.

Доктор биологических наук профессор Алексей Дмитриевич Герасёв, ректор НГПУ, видит основной формой повышения квалификации учителей до «академического» уровня специализированные магистерские программы университета для учителей, а также представителей науки, желающих повысить психолого-педагогические компетенции. «Мы можем заключать договоры о целевом обучении с адресной подготовкой по той или иной специализации опорной школы РАН, — сказал он. — Законодательство дает возможность заказчику определять нюансы индивидуальной образовательной программы каждого магистранта». Первый шаг уже сделан: готовится к подписанию соглашение между СО РАН и НГПУ о сотрудничестве в подготовке «академических» учителей.

Кого учить

Обсуждение сконцентрировалось на внутренних правилах ОШ РАН: влияние Академии наук всё же будет распространяться не на всех учеников, а на прошедших отбор и сгруппированных по специализациям. Директор СУНЦ НГУ доктор физико-математических наук Николай Иванович Яворский предложил формировать «академические» классы со старшей параллели, то есть с 10-х, максимум 9-х классов: «Наша задача — транслировать настоящие научные знания». «Ответственность за качество этой работы в целом ложится на РАН, — отметил он. — Нам необходимо разработать систему обеспечения и мониторинга качества образования в опорных школах». По мнению Н. Яворского, таковые должны быть мобильными на всех уровнях: ученика, учителя, всего учреждения. Не получилось — уступи место другому, более способному. Правда, главным критерием успеха сразу несколько участников обсуждения назвали то, что происходит уже после окончания средней школы — дальнейшую траекторию выпускников. «Индикаторами должен стать процент поступления в российские университеты и профессиональное развитие по избранной специализации в широком ее понимании, — предложил академик В. Пармон. — Не обязательно это карьера в академической структуре, но обязательно в интеллектуальной сфере».

Заместитель министра образования Новосибирской области Ирина Викторовна Мануйлова рассказала о предпосылках индивидуального мониторинга развития школьников: «В Новосибирской области успешно реализуется программа электронной школы. Сегодня это полных охват учебных заведений онлайн-дневниками и классными журналами, завтра — переход к возможности видеть полный цифровой след старшеклассника и выпускника, картину его компетенций и фиксированных достижений».

«Университеты должны будут подстраиваться под повышенный уровень подготовки выпускников опорных школ РАН, — предположил Николай Яворский, — иначе на младших курсах такие студенты начинают скучать и “проседают” в учебе». Он привел в пример результаты теста физического факультета НГУ, в ходе которого абитуриенты решали задачи двадцатилетней давности: «середнячки» СУНЦ делали это намного успешнее «стобалльников» ЕГЭ — сказывалась специализированная подготовка в старшей ступени, которая теперь будет усилена в опорных школах РАН. Именно таким младшекурсникам и грозит «проседание». В выступлениях директоров школ четко прослеживалось два типа старшеклассников — «ЕГЭшники» и «искатели» — и, соответственно, два подхода к подготовке их выпуска из средней школы и две модели поведения на младших курсах вуза.
Участники обсуждения рассматривали и другие риски. По информации Н.И. Яворского, около 50 % подростков, прошедших через российский образовательный центр «Сириус» в Сочи, продолжают образование за рубежом. «Чтобы это происходило реже, у школ должны быть хорошие заделы взаимодействия с российскими университетами, исследовательскими институтами и конкретными учеными», — предположила И. Мануйлова.

Чему учить

Во всех пяти новосибирских школах, отобранных для статуса опорных, есть специализированные губернаторские классы: нужно избежать конкуренции за лучших учеников. По мнению Ирины Мануйловой, «академические» классы на начальном этапе следует формировать на базе губернаторских — если первые пока не поддержаны целевым финансированием, то вторые получают дополнительные средства из регионального бюджета. В связи с этой трансформацией на уровне области все заинтересованные стороны должны договориться о том, сколько и каких (по профилю) классов «двойного статуса» откроются во всех пяти опорных школ РАН.

Опорные школы РАН в Новосибирске: Вторая Новосибирская гимназия, Инженерный лицей НГТУ, Гимназия № 1, Образовательный центр — гимназия № 6 «Горностай», Лицей № 130 им. Академика М.А. Лаврентьева.

Между этими школами следует распределить профильные направления и постараться избежать явного дублирования (И.В. Мануйлова попутно сообщила, что ни в одной не выбрали гуманитарную специализацию). Заместитель главного ученого секретаря СО РАН кандидат технических наук Юрий Александрович Аникин предложил формулировать специализации «академических» классов исходя из приоритетов, заданных Стратегией научно-технологического развития РФ и истекающих из нее документов. «Пусть будет не просто информатика, а информатика и искусственный интеллект, не инжиниринг, а инжиниринг и робототехника, и так далее», — пояснил ученый.

Академик Искандер Асанович Тайманов, курирующий опорные школы со стороны СО РАН, отметил важность открытия новых математических спецклассов. «В свое время они создавались в городе как альтернатива ФМШ при НГУ, так как жителям новосибирского Академгородка не разрешалось поступать в физматшколу. Сегодня такого запрета нет, но углубленное изучение математики талантливыми ребятами не может ограничиваться только СУНЦ».

«Вся пять опорных школ — очень разные, — констатировала Ирина Михайловна Михно, директор Второй Новосибирской гимназии. — У нас в Ленинском районе контингент учеников несколько отличается от академгородковского. И при том, что профили школ и классов будут достаточно различными, нам нужно быть в тесном и продуктивном контакте — между собой и с СО РАН». «У всех академических школьных классов должна быть единая образовательная среда, — считает Николай Яворский. — СУНЦ НГУ планирует дистанционную методическую поддержку всех опорных школ РАН».

С чего начать

С одной стороны, как выразился директор лицея № 130 им. М.А. Лаврентьева Сергей Владимирович Сопочкин, «опорные школы РАН — это пока что проектная идея, поскольку нет ни жестких сроков, ни нормативных документов, ни финансирования». С другой стороны Министерство просвещения РФ перед началом учебного года пришлет в Новосибирск комиссию, которая проведет «собеседования—защиты» с директорами этих школ, а 12 сентября, на Общем собрании СО РАН, состоится торжественное вручение соответствующих сертификатов.

К тому же состояние «проектной идеи» развязывает руки участникам: не только в уточнении специализаций школ и классов, но и в инициативах по формированию единого образовательного пространства, определению критериев отбора учеников и эффективности работы с ними. На совещании прозвучали предложения об участии опорных школ в Международной научной студенческой конференции НГУ, организации посещений старшеклассниками институтов под научно-методическим руководством СО РАН с выступлениями ведущих ученых, восстановлении шефства НИИ над школами и доставке туда экземпляров журнала «Наука из первых рук».

По инициативе академика В.Н. Пармона для организации опорных школ РАН в Новосибирской области решено создать постоянную рабочую группу из представителей этих школ, областного правительства, СО РАН, НГПУ и СУНЦ НГУ. Основная задача смешанного коллектива — повышение квалификации и авторитета учителей. Рабочей группе будет поручено представить конкретные предложения по формированию единого для ОШ (а впоследствии полностью открытого) образовательного пространства и проработать единые критерии и индикаторы успеха выпускников.

Газета «Наука в Сибири»



источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  2323  2324  2325  2326  2327  2328  2329  2330  2331  2332  2333  2334  2335  2336  2337  2338  2339  2340 ...8332   (Дальше)