НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  4387  4388  4389  4390  4391  4392  4393  4394  4395  4396  4397  4398  4399  4400  4401  4402  4403  4404 ...8378   (Дальше)

Нельзя подготовить учителя «на коленке»

31 октября 2016
Нельзя подготовить учителя «на коленке»
Газета "Вузовский вестник"

Совещание с руководителями педагогических вузов, проведенное Минобрнауки РФ 12 октября, отчетливо показало новую тенденцию во взаимодействии учредителя с вузами: с профессиональным сообществом Ольга Юрьевна Васильева намерена вести диалог, подобные совещания будут проходить 2 раза в год, планируется создание Совета по развитию непрерывного педагогического образования при Минобрнауки России. Не все перемены последних лет она готова безоговорочно поддерживать, министр подчеркнула, что без решения накопившихся проблем в системе подготовки педагогических кадров невозможно повысить качество общего образования в стране.

Пленарному заседанию предшествовала работа секций, где состоялся заинтересованный обмен мнениями как по анализу сегодняшней ситуации с подготовкой педагогических кадров, так и по перспективным вопросам совершенствования высшего педагогического образования в РФ. Выступая на секции № 2 «Обновление содержания профильной подготовки современного учителя», я привлек внимание участников совещания к ряду опасных тенденций, снижающих качество подготовки учителей: во-первых, тенденция перевода педагогического образования преимущественно в заочный формат. Так, за последние 5 лет в структуре контрольных цифр приема (КЦП) доля мест для заочников увеличилась с 30% до 60%, соответственно доля мест для очников снизилась с 70% до 40%. Безусловно, что некоторая часть КЦП должна выделяться для заочного обучения, это в первую очередь необходимо для выпускников, педагогических колледжей, которые как правило хотят получить высшее педагогическое образование не прекращая работу в учреждениях образования. Для этого необходимо выделять от 15 до 30% КЦП, реальную потребность необходимо согласовывать с региональным министерством образования, поскольку в разных субъектах федерации эта потребность значительно отличается. Но когда студентом-заочником становится человек, впервые получающий высшее образование и не имеющий среднего профессионального образования, то практически невозможно качественно подготовить будущего учителя в режиме фактически самообразования, поскольку учебные планы заочного обучения предполагают всего лишь 100-150 часов контактной (аудиторной) работы в год. Уверен, что данная тенденция работает на снижение качества подготовки учителя.

Во-вторых, тенденция увеличения доли самостоятельной работы и уменьшения доли аудиторных занятий. Сегодня в большинстве вузов это соотношение составляет 30\70 в пользу самостоятельной работы. В отечественной высшей школе мало опыта обучения студентов через организацию его самостоятельной работы, профессорско-преподавательский состав вузов не готов к такой работе и крайне негативно относится к увеличению доли самостоятельной работы в учебных планах. В вузах как правило нет финансовых ресурсов, чтобы мотивировать ППС на качественную организацию и контроль самостоятельной работы студентов, что существенно осложняет успешное освоение основных профессиональных образовательных программ. Эта тенденция разворачивается в следствии практической реализации распоряжения Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722 о плане мероприятий («дорожной карте»)«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», предполагающим изменение соотношения преподаватель-студент с 1:10,5 в 2014 г. до 1:12.0 в 2018 году (в конце 80-х, начале 90-х нормативное соотношение преподаватель-студент составляло 1:8) . Понятна экономическая подоплека данного документа, но почему ко все вузам одинаковый подход? Жесткие, монетаристские технологии управления должны предполагать и некоторые исключения из правил, особенно в социальной сфере. Думаю, что подготовка учителей, для успешной деятельности которых крайне необходимы хорошие коммуникативные навыки, требует не менее 50-60% аудиторной работы.

В-третьих, тенденция на сворачивание аспирантуры в региональных вузах и концентрация бюджетного приема в аспирантуру в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Педагогические вузы РФ уже два года практически не получают контрольных цифр приема в аспирантуру (за исключением РГПУ им. Герцена и педагогических вузов г. Москвы). Такая ситуация может привести к деградации кадрового потенциала региональных вузов и снижению качества подготовки студентов. Идея сконцентрировать подготовку аспирантов в столичных вузах в современных экономических условиях приведет к дополнительному оттоку талантливой молодежи из регионов: в региональных вузах масса примеров того, что аспиранты после окончания аспирантуры в основном остаются в столичных городах. Сегодня в НГПУ реализуется 41 программа подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), слушателями которых являются не только наши выпускники, но и будущие преподаватели различных вузов Сибири и Дальнего Востока. Считаем, что наряду со столичными вузами сильные региональные педагогические вузы должны получать КЦП в аспирантуру для подготовки новых поколений научно-педагогических кадров.

Важной особенностью прошедшего совещания было обсуждение содержания высшего педагогического образования. Выступая с докладом, заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Алексей Владимирович Лубков отметил, в том числе, важность сохранения такой традиции отечественного высшего педагогического образования как фундаментальность подготовки будущих учителей. Эта позиция очень близка коллективу НГПУ, вопросам качества предметной подготовки учителей у нас традиционно придается первостепенное значение. Мы считаем, что предметная подготовка является своеобразным базисом, на котором выстраивается вся основная профессиональная образовательная программа подготовки учителя. Во всех реформах прошедшего 25-летия, при внедрении стандартов различных поколений, нам удавалось сохранить фундаментальное ядро образовательных программ подготовки педагогических кадров. О некоторых особенностях подготовки учителей в Новосибирском государственном педагогическом университете хочу рассказать подробнее.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Нашей многолетней традицией является сотрудничество с учреждениями СО РАН, в ходе которого десятки ученых академических институтов включаются в научно-образовательный процесс педагогического университета. Это обеспечивает возможность общения будущих педагогов с учеными не только в формате традиционных вузовских занятий (лекции, семинары и т.д.), но и позволяет включать студентов в рамках выполнения курсовых и дипломных работ в деятельность исследо-
вательских лабораторий. При этом студенты, работающие под руководством сотрудников СО РАН на современном оборудовании, получают как дополнительные теоретические знания, так и уникальные практические навыки организации исследовательской работы. В результате проводимых исследований при поддержке СО РАН в ФГБОУ ВО «НГПУ» сложились признанные научные школы в области истории и археологии Сибири, физиологии и безопасности жизнедеятельности, органической химии, философии образования, филологии и лингвистики, рационального природопользования и др.

Весь опыт взаимодействия ФГБОУ ВО «НГПУ» с академическими учреждениями СО РАН показывает, что современный педагогический вуз имеет все возможности для интеграции с академической наукой не только в области гуманитарных наук, но и по другим научным направлениям.

Штатный кадровый состав нашего университета сформирован не только из выпускников педагогического университета, но и других вузов (классических, технических, медицинских и др.), это позволило сформировать высокопрофессиональные, продуктивные в научном и научно-методическом плане кафедры, способные на высоком уровне осуществлять реализацию основных профессиональ ных образовательных программ.
Так, в рейтинге РИНЦ Ново сибирский государствен ный педагогический университет занимает 96 место по количеству публикаций за 5 лет.
Большое внимание уделяется повышению квалификации профессоре ко-п ре подаватель ского состава, за последние 3 года 100% преподавателей повысило свою квалификацию, в том числе многие в зарубежных научных и образовательных учреждениях. С нашими студентами работает значительное число руководителей образовательных учреждений, педагогов, что позволяет усилить практикоориентирован-ность учебного процесса, постоянно получать информацию для совершенствования образовательных программ.

Таким образом, совместная работа вузовских преподавателей, академических ученых и практиков из системы образования обеспечивает реализацию основных профессиональных образовательных программ на высоком уровне, что является важнейшим условием качественной подготовки будущего учителя.

ИННОВАЦИИ В ДЕЛЕ
Подготовка профессионального учителя, способного отвечать вызовам времени и запросам общества, требует наличия в вузе современной инфраструктуры. В рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВО НГПУ на 2012-2016 гг. в университете создана современная научно-образовательная инфраструктура, создающая возможность для качественной реализации основных образовательных программ и формирования необходимых компетенций у студентов. Нам удалось обновить учебно-лабораторную базу, создать современную информационную среду, модернизировать библиотеку университета. Разработаны различные электронные сервисы: электронное расписание, персональные сайты преподавателей, электронная библиотека НГПУ, «Межвузовская электронная библиотека педвузов Сибири», и др.

Сегодня в университете работает 18 научнообразовательных центров, на базе которых реализуется учебный процесс и проводятся научные исследования по различным направлениям. Созданы региональные ресурсные центры по всем предметным областям, они оснащены самыми современными учебными пособиями и техническими средствами обучения, на их базе проводятся учебные занятия по методикам преподавания, а также реализуются программы повышения квалификации работников образования. Участие университета в Программе развития деятельности студенческих объединений позволило сформировать в вузе более 30 студенческих сообществ (объединений) по различным направлениям деятельности, что позволило продолжить развитие воспитательной системы вуза и создать условия для формирования у студентов профессиональных и социальных компетенций средствами внеучебной деятельности.

ПЕДВУЗ В РЕГИОНЕ
Важное условие успешной работы вуза в регионе — это выверенное взаимодействие университета и региональной системы образования. Наша работа в этом направлении строится на основе Соглашения о сотрудничестве с Министерством образования науки и инновационной политики Новосибирской области. Результатами такой деятельности является создание сети базовых кафедр, стажировочных и инновационных площадок, на базе различных учреждений общего образования региона. Для университета такие структуры являются базами научных исследований, педагогических практик, площадками для технологизации и распространения успешных практик. Со своей стороны, региональное министерство образования обеспечивает дополнительное финансирование данных образовательных учреждений.

С 2014 года педагогический университет совместно с Министерством образования науки и инновационной политики Новосибирской области ведет работу по расширению целевого приема в НГПУ Разработаны нормативные документы, четко определяющие обязательства регионального министерства образования, педагогического ^ университета, заказчика (образовательные организации) и студента. Студенты, поступившие на условиях целевого приема, заключают соответствующий договор и обязуются отработать не менее 3-х лет в образовательной организации. В 2016 году в НГПУ на условиях целевого приема принято 15% первокурсников. Считаем, что целевой прием является эффективной альтернативой обязательному распределению выпускников, применявшемуся в советские годы.

Важной для педагогического университета задачей мы считаем научно-методическое сопровождение региональной системы образования. В последние годы практически все инновационные проекты в общем образовании региона не обходятся без активного участия ученых Новосибирского государственного педагогического университета. Создание и развитие психологической службы в системе общего образования, инклюзивное образование, работа с одаренными детьми, безопасность образовательного пространства, разработка и внедрения школьных систем менеджмента качества, мониторинг здоровья участников образовательного процесса, и др. Для координации данного направления работы в университете создан центр научно-методического сопровождения общего образования.

Большое внимание администрация НГПУ уделяет расширению спектра реализуемых программ дополнительного образования и дополнительного профессионального образования. В этом мы видим способ поддержки профессионального развития наших выпускников на различных этапах их карьеры. Сегодня в нашем университете реализуется более 250 таких программ, ежегодное число слушателей составляет 5-6 тысяч человек, более 80% слушателей сотрудники образовательных учреждений региона. Немаловажно, что дополнительное образование ежегодно приносит в бюджет университета около 30 млн рублей.

Таким образом, педагогический университет обеспечивает не только подготовку и совершенствование педагогических кадров, но и вносит значительный вклад в научно-методическое сопровождение региональной системы образования.
Уверен, что систематические совещания в данном формате позволят установить надежное взаимодействие между руководством Минобрнауки РФ и вузами, осуществляющими подготовку учителей, создадут условия для совместного обсуждения вопросов государственной политики в сфере высшего педагогического образования России.

Алексей ГЕРАСЁВ,
ректор Новосибирского государственного педагогического университета



источник >>>

Страница: (Предыдущий)  1 ...  4387  4388  4389  4390  4391  4392  4393  4394  4395  4396  4397  4398  4399  4400  4401  4402  4403  4404 ...8378   (Дальше)