НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПРЕСС-ЦЕНТР НГПУ

НГПУ в публикациях

Страница: (Предыдущий)  1 ...  7417  7418  7419  7420  7421  7422  7423  7424  7425  7426  7427  7428  7429  7430  7431  7432  7433  7434 ...8332   (Дальше)

XIII съезд учителей: учебный год начнется с большой перемены

26 августа 2013
XIII съезд учителей: учебный год начнется с большой перемены
Интернет издание "Сибкрай.ru"
1 сентября вступает в силу новый закон об образовании. Закон, вокруг которого в свое время было много споров, конфликтов и сломанных копий. Поэтому участники очередного съезда учителей Новосибирской области, который традиционно прошел в областном центре в преддверии Дня знаний, говорили не только и не столько об успехах и достижениях минувшего учебного года, сколько о новациях, с которыми придется столкнуться педагогам, ученикам и родителям в году наступающем.
Впрочем, если все-таки оглянуться назад, то перемены последних лет в сфере общего образования действительно внушают оптимизм. Во-первых, уровень заработной платы учителей сравнялся со средними показателями в экономике региона. По итогам июля средняя начисленная зарплата школьного педагога составила 25 536 рублей. По сравнению с летом 2011 года рост составил 70%.

Третий год область реализует комплекс мер по модернизации системы общего образования. За это время существенно увеличилось финансирование учебных учреждений, что позволило обновить их материальную базу. В 430 школах региона полностью заменено остекление, в 200-ти это сделано частично. На 338 зданиях отремонтированы и реконструированы кровли. В 182 учреждениях проведены в нормативное состояние спортивные залы, еще в 263-х – модернизированы школьные пищеблоки. На цели технологического оснащения системы общего образования за три года из областного и федерального бюджетов направлено 738 миллионов рублей. В результате с учетом поставок 2013 года школы региона получат без малого 100 тысяч единиц компьютерного, мультимедийного и другого учебного оборудования, а также спортивного инвентаря и мебели.

Вторая сторона модернизационного процесса – это формирование, освоение и внедрение в школах области современных педагогических практик. Этому способствовала система региональных образовательных проектов. Наши педагоги доказали, что можно эффективно работать с одаренными детьми не только в специализированных, но и в обычных учебных учреждениях. В Новосибирской области в 2012-2013 учебном году действовало 148 спецклассов с углубленным изучением физики, математики и естественно-научных дисциплин. А 1 сентября 15 школ откроют у себя спецклассы с инженерным «уклоном».

В рамках еще одного крупного регионального проекта педагогические коллективы 105 школ включились в освоение современных механизмов управления качеством образовательной деятельности. В проекте «Инклюзивное образование» приняли участие 114 учреждений. Это ответ школы на новые требования общества к вопросам социализации детей и создания условий для обучения ребятишек с ограниченными возможностями в обычных классах со здоровыми сверстниками. 67 учреждений заняты в проекте «Сетевая школа», что позволяет использовать информационные технологий для повышения качества обучения детей в удаленных населенных пунктах. И, наконец, еще один проект – «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни» реализуется в 44 учебных учреждениях.

Эти цифры прозвучали на съезде в докладе министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимира Никонова.

Новый учебный год сулит учителям не только новый рост заработной платы и поступление в классы нового оборудования. Все это уже заложено в бюджете, и государство свои обязательства выполнит. Самим педагогам предстоит во многом пересмотреть привычные представления об образовательном процессе и о своей в нем роли. Именно об этом и шла речь на панельной дискуссии «О приоритетных задачах развития системы образования Новосибирской области до 2020 года».

Одна из примет нашего времени – развитие в школах государственно-общественного управления. Родители становятся полноправными субъектами образовательного процесса. Какова мера их ответственности перед школой и степень включенности в ее дела? Как выстроить доверительные и партнерские отношения между родительской общественностью и педагогическим коллективом? Как сделать, чтобы школа отвечала ожиданиям и интересам социума? На эти вопросы в ближайшие годы предстоит найти ответ руководителям образовательных учреждений, учителям, и конечно, самим папам и мамам. Пока что стороны далеки от взаимопонимания. Об этом говорила на дискуссии директор Областного центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, профессор НГПУ, кандидат психологических наук Татьяна Чепель.

«Общаясь с родителями, я часто слышу от них вопросы, которые не звучат на родительских собраниях, – говорила она. – Почему не каждый девятиклассник может перейти в 10-й класс в своей же школе? Почему мамам и папам первоклассников приходится выполнять со своими детьми домашние задания, хотя на собрании их убедили, что в первом классе на дом ничего не задают? Почему родители пятиклассников вынуждены проводить вечера за созданием электронных презентаций, которые потом должны превратиться в школьные проекты? И так далее, и тому подобное. И я спрашиваю себя – почему эти вопросы не находят ответа в партнерских диалогах школы и родителей? Почему родители боятся задать эти вопросы вслух директору или учителям и обсуждают только на неформальных форумах в Интернете? На фоне тех больших успехов в системе образования, тех громадных финансовых вложений и педагогических инициатив, которые мы имеем, родители все чаще испытывают недоумение, а порой и раздражение по поводу того, что происходит в школе».

Выход, по мнению Татьяны Чепель, один. «Родители должны отчетливо понимать, что и как меняется в школе, – уверена она. – И информировать их об этом нужно доступно, профессионально и убедительно. Пока что с информированностью родителей есть большие проблемы».

Что касается управления школой, тот тут, считает Чепель, не надо преувеличивать возможности родителей.

«Родители – непрофессионалы. Они могут управлять – но не в плане определения целей, задач и содержания школьного образования, не надо их в эту сторону искушать, – полагает директор областного центра диагностики и консультирования. – Пусть они действуют в пределах своих компетенций. Например, заботятся о благоприятной психологической атмосфере в школе. Но нам, профессионалам, надо оставить безусловное право и приоритет самостоятельно определять и цели, и методы образования, и программу развития учреждения. Мамы и папы будут нам за это только благодарны».

Но оказалось, что сами родители отнюдь не готовы довольствоваться столь скромной ролью в образовательном процессе. Свою точку зрения на взаимодействие школы и родительской общественности выразил еще один участник дискуссии, председатель Управляющего совета новосибирской гимназии № 6 «Горностай» Олег Яковлев: «Еще прежний, принятый в 90-х годах закон об образовании дал возможность родителям стать участниками образовательного процесса – не просто потребителями, а полноправными субъектами. И сейчас мамы и папы должны осознать это свое право и эту свою ответственность. Да, качество образовательных услуг в последнее время заметно повысилось. Но этого недостаточно. Самое главное – это процесс социализации ребенка. Каждая школа в зависимости от социального контекста формирует собственную среду. И здесь как раз роль родителей трудно переоценить. Тут уже дело не в стандартах, программах и методиках образования. Проблема шире. В конце концов, родителю не так уж и важно, с какими результатами по ЕГЭ ребенок окончил школу, важнее – каким человеком он будет в жизни. Мы видим, как меняется общество, как меняется экономика, мы живем в глобальном мире, в конкурентной среде. А это предъявляет новые требования к метакомпетенциям, которые получают дети, – им уже мало просто знать физику, математику и литературу, они должны быть социально адаптированными, иметь лидерские качества, уметь коммуницировать как в местном сообществе, так и на глобальном уровне. Поэтому мы, родители, сегодня требуем от школы гораздо больше, чем просто образовательный стандарт».

Механизмом взаимодействия родительского социума со школой Олег Яковлев считает государственно-общественное управление, в частности – Управляющий совет.

«Не надо действовать по логике властной вертикали, поручая директору самому создавать такие советы. Управляющий совет – орган, который стоит над руководством школы и должен отражать интересы всех заинтересованных сторон: и родителей, и местного сообщества, и педагогического коллектива. Интересы могут разные, но их надо согласовывать», – уверен Яковлев.

Как известно, с 1 сентября основная школа полностью переходит на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В первую очередь ФГОСы второго поколения были освоены в начальных классах, так что учителя «началки» сегодня уже могут делиться опытом со своими коллегами. Галина Качура, преподаватель новосибирской гимназии № 12, рассказала, с чем приходится сталкиваться учителям при работе по новым стандартам: «Во-первых, это трудности личностного характера. Многие мои коллеги с традиционным подходом к профессии не смогли осознать себя как педагоги нового поколения. Во-вторых, некоторые учителя начальных классов не приняли стандарты, поскольку просто не смогли справиться с таким большим объемом информации – слишком много нового надо было узнать и осознать, причем в кратчайшие сроки. Еще одно препятствие для освоения стандартов – консервативность мышления, у кого-то – в силу возраста, у кого-то – за счет педагогической усталости. Конечно, много сделано в плане технического оснащения школ. Но возникает проблема использования этого высокотехнологичного оборудования. И это тоже может помешать внедрению новых ФГОСов – недостаточная компетентность учителя в новых образовательных технологиях и в первую очередь в ИКТ».

И все же, несмотря на все сложности, нашим педагогам есть чем гордиться. Возможно, потому, что Новосибирская область была одним из пилотных регионов, где ФГОСы второго поколения начали внедряться с опережением, сейчас, по словам Галины Качуры, мы в этом плане оказались явно успешнее коллег из других субъектов Федерации.

«Участвуя во всероссийских съездах учителей и всероссийских педагогических конференциях, я убедилась, что наши преподаватели очень продвинулись в реализации новых стандартов и заметно обошли в этом отношении многие другие регионы», – заявила представитель 12-й гимназии.

Один их проектов, который уже третий год реализуется в школах области, – «Внедрение модели управления качеством образования». И одно из учреждений, которые наиболее успешно осуществляет этот проект, – средняя школа № 93 города Барабинска. Директор школы Денис Судариков назвал несколько важных моментов, которые необходимо учитывать при определении качества образовательной деятельности. Это, во-первых, объективная оценка работы каждого участника процесса. Здесь нужны понятные и прозрачные критерии, поскольку от этого напрямую зависит стимулирование педагогических работников. Во-вторых – привлечение и эффективность использования ресурсов, потому что, как выразился Судариков, «можно школу напичкать оборудованием, но результата никакого не будет». И два последних принципа – «ресурсы в обмен на обязательства» и «состязательность участников образовательного процесса».

«Часто возникает вопрос: качество образования в школе – это чья проблема? Многие, думаю, ответят: это проблема всех, кто вовлечен в образовательный процесс. Но мы из опыта знаем: обычно получается так, что если проблема всех, значит, она ничья. Поэтому очень важно определить взаимные обязательства сторон и их взаимную ответственность», – считает директор барабинской школы.

Сегодня качество образования волнует не только органы управления, главная заинтересованная сторона – это ученики и их родители.

«У нас в школе сейчас идет прием в первый класс. И родители, которые приходят записывать ребенка, не смотрят на то, как покрашены стены или сколько компьютеров стоит в классе. Они спрашивают – кто учитель и по каким программам будут обучаться дети. То есть в первую очередь мамы и папы обращают внимание на содержание, им важно, какое образование получит их ребенок в этой школе», – подчеркнул Денис Судариков.

При том, что актуальных и дискуссионных тем в сфере образования сегодня много как никогда, но если говорить о «злобе дня», то, пожалуй, пальму первенства надо отдать вопросу, связанному с принятием стандарта профессиональной деятельности учителя. Проект документа, опубликованный на сайте Минобрнауки России, обсуждают сейчас и в СМИ, и на форумах в Интернете. Не обошли вниманием и на областном съезде учителей в Новосибирске. В плюсах и минусах предложенного стандарта попробовала разобраться учитель биологии, заместитель директора новосибирского лицея № 130 имени академика Лаврентьева Людмила Некрасова.

В частности, среди достоинств документа она отметила то, что он «персонализирует предметника» – то есть каждому учителю в его предметной области предоставляет свой стандарт. Все-таки нельзя не признать, что требования к физику и преподавателю русского языка не могут быть одинаковыми. Еще один несомненный плюс – разделение большой и многообразной деятельности педагогического работника на трудовые функции.

«Не секрет, что сегодня учитель по должностной инструкции отвечает за все, – пояснила Людмила Некрасова. – А проект стандарта построен так, что это «все» делится на конкретные сегменты. К примеру, реализация предметного материала – это одна трудовая функция, психолого-педагогическое сопровождение – другая, воспитательная работа – третья, взаимодействие с родителями – четвертая, и так далее. И каждая функция может выполняться учителям на определенном уровне. Например, вчерашний выпускник сумеет для начала освоить только базовый уровень и потом, постепенно, год за годом будет его поднимать. И директор школы уже может распределять функции внутри педагогического коллектива – это дает ему как руководителю большую свободу действий».

С нового учебного года в системе образования области вводится такой инструмент управления, как эффективный контракт. Пока только для руководителей учреждений, еще через несколько лет контракты начнут заключать и с педагогами. Нововведение уже вызвало в профессиональном сообществе массу вопросов, часть из которых озвучила в своем выступлении заместитель директора Второй Новосибирской Гимназии Жанна Курченко.

Например, не получится ли так, что критерии оценки при заключении контрактов будут одинаковы для всех? Ведь очевидно, что не могут предъявляться одни и те же требования к вчерашнему выпускнику и к стажисту, понятно, что учитель в малокомплектной сельской школе и его коллега в новосибирской гимназии находятся в разных условиях.

Впрочем, региональное министерство уже пообещало, что такой «уравниловки», по крайней мере на территории Новосибирской области, не будет. Но тогда возникает другой вопрос – а насколько реально при заключении подобных контрактов обратиться к каждому конкретному человеку с конкретными, разработанными специально для него требованиями?

«Сейчас на уровне министерства продумывается система, которая позволит подойти индивидуально к каждому руководителю. Но руководителей не так много – 1064 по числу учреждений, – пояснила Курченко. – Учителей в десятки раз больше. И если оценивать личностные возможности, психологические особенности и квалификационные навыки каждого, то, боюсь, мы сможем внедрить эффективный контракт, дай бог, разве что к 2020-ому или 2030-ому году».

Есть у педагогического сообщества и другие опасения. К примеру, что будет – с учителем, с директором, со школой – если контракт окажется не выполнен?

«Само понятие «контракт» подразумевает срочность, – продолжила заместитель директора 2-й гимназии, – то есть он должен заключаться с сотрудником на какой-то период, после чего может быть либо продлен, либо прекращен. И не получится ли в итоге так, что многие руководители и педагоги, не соответствующие условиям контракта, будут отстранены от должности, и позволят ли нам наши кадровые ресурсы восстановить эти потери?»

Ответов на эти и другие вопросы участники дискуссии не услышали. Просто потому, что готовых ответов пока нет. Это болевые точки, актуальные проблемы, которые надо было обозначить, чтобы потом над ними задуматься. Как сказал модератор дискуссии, глава регионального минобрнауки Владимир Никонов: «Все, что было сказано сегодня, – это повод для дальнейших обсуждений и работы педагогической мысли на весь предстоящий год».

Страница: (Предыдущий)  1 ...  7417  7418  7419  7420  7421  7422  7423  7424  7425  7426  7427  7428  7429  7430  7431  7432  7433  7434 ...8332   (Дальше)